В поисках легендарного телеграфа

Как говорится, и к столбу можно пристать: мол, чего тут стоишь, обзавёлся связями, ещё и гудишь? Но вот были такие столбы на нашем солнечном полуострове, к которым и не прицепишься с дурными вопросами — они в собственности английской королевы! Остались ли такие раритеты, узнать хотят многие, особенно неутомимые геокешеры — участники игры (а может, образа жизни) с поиском тайников в самых интересных местах планеты.

Здание Индо-Европейского телеграфа в Симферополе

После окончания Крымской войны одним из достижений англичан стало вытребованное ими у Российской Империи право на строительство телеграфной линии Лондон — Калькутта (это ни много ни мало одиннадцать тысяч километров) через территорию России и в частности через Крым. Строила немецкая фирма Вернера фон Сименса, причём всего два года. Линия была введена в действие в 1868 году и проработала до 1931-го. Все тысячи километров из конца в конец телеграммы проходили за 28 минут, что по меркам того времени было фантастической скоростью.

В Крыму телеграфная линия проходила через Перекоп, Симферополь, Белогорск, севернее горы Агармыш, мимо Феодосии и на Керчь. Управление было в Одессе, а крымская контора Индо-Европейского телеграфа размещалась в здании напротив 1-й гимназии в Симферополе (выше на фото). Здание было развалено ещё при немецкой оккупации. Немцы сначала хотели восстановить, а потом узнали, что это собственность королевы, и не стали заморачиваться. Увы, до сих пор пугает глазницами выбитых окон это былое имперское величие на улице Карла Маркса. В здании одно время жили работники телеграфа. В городе линия проходила по нынешней улице К. Либкнехта. В здании суда Центрального района (перекрёсток улиц Чехова и Турецкой) был производственный участок.

До революции работа на Индо-Европейской линии была престижной, там трудились представители дворянских семей. Хорошая зарплата, все в форме — от оператора до монтёра. По уставу компании её служащий был обязан неукоснительно выполнять свои служебные обязанности, несмотря на землетрясения, ураганы, другие стихийные бедствия, а также смены правительств на территориях, где проходила линия.

Столб Сименс Индо-Европейского телеграфа
Линия использовалась и для местной связи. Столбы были как деревянные, так и чугунные, чёрного цвета, с обязательной вылитой на металле надписью фирмы-изготовителя. Вокруг столбов, в радиусе трёх метров, земля считалась собственностью Соединённого Королевства. Король Георг V, внук королевы Виктории, при которой телеграф строился, выкупил эту землю вокруг каждого столба телеграфа, и эта территория с начала прошлого века считалась собственностью Великобритании. Правда, использовалась она и посредством концессионного договора.

Но с юридической стороны — после революции 1917 года советская власть провела национализацию культурных и научных ценностей и на такой казус уже не обращали внимания. В 1922 году была продлена концессия с англичанами по совместной эксплуатации телеграфа, и он использовался до расторжения договора в 1931-м. Кстати, в межвоенное время работники телеграфа «Индо» (как его называли в концессии) были замешаны в шпионских делах Великобритании на территории СССР. После Великой Отечественной большая часть столбов была демонтирована на металлолом, а некоторые использовались для проведения местных линий связи. Так, например, поступили в Белогорском районе, но не будем забегать вперед.

Столб Siemens
Геокешеры утверждают, что видели металлические столбы с маркой «Сименс» в столице республики, в Белогорске и в Луговом (это уже на Керченском полуострове). Что ж, проверили эту информацию: в Симферополе во дворе дома на улице Павленко действительно остался чугунный столб, но принадлежал ли знаменитому телеграфу в поле или в самом городе — непонятно. Дело в том, что в губернском городе столбы были заказаны специально, более декорированные и вычурные.

В степях же и предгорьях гудели напряжением проводов от бегущих телеграмм столбы попроще. В их поисках прошло несколько дней.

Сначала с приятелем, детство которого прошло на пыльных улочках города, прошлись по Белогорску, но никаких следов не нашли. Потом было решено обследовать дорогу Белогорск — Золотое Поле — Старый Крым. Она менее оживленная, чем трасса Белогорск — Грушевка. Может, что и осталось. Поехали, внимательно глядя по сторонам. А в первом попутном селе — Проломе — стали опрашивать местных жителей.

— А где тут у вас проходила линия Индо-Европейского телеграфа? Что-то осталось от столбов? — каверзный вопрос недоумения не вызвал.

— Да вот здесь по селу линия и проходила, по южной обочине дороги, и «пеньки» остались, — охотно отозвались колоритные мужики у единственного сельского магазина.

Столб телеграфа Лондон - Калькутта
Действительно, «пеньки» были не только в деревне, но и за нею вдоль дороги. Столбов не было. Как, впрочем, не было их и вдоль дороги дальше. Сверились со старинными картами: оказалось, линия шла южнее современной трассы, поехали полями в сторону гор. Там такие названия сёл — Дивное, Сенное. Но столбов тоже никто не помнит, хотя, говорят, линия телеграфа когда-то была.

Уже дома практически наобум открыл книгу-путеводитель известного краеведа Владимира Килессы «Дивный край старины глубокой», любезно подаренную автором. И вдруг читаю: «Мимо Карасубазара проходила уникальная телеграфная линия (Лондон — Калькутта)... Столбы от этой линии (они были отлиты из ковкого чугуна) можно увидеть на горе Баши, вблизи источника Карасу-Баши. После демонтажа линии Индийского телеграфа (шестидесятые годы) часть столбов была использована для устройства телефонной связи между водонасосной станцией и городом. На сохранившихся столбах видны слова: „Лондон, Сименс“, напоминающие нам, что эту линию строила немецкая фирма Вернера Сименса». Вот это да! И точно, когда бывал лет десять назад на источнике, дающем начало реке Биюк-Карасу, видел что-то похожее, даже на фотографиях на заднем плане кое-где высятся какие-то тёмные столбы. Надо ехать, возвращаться в Белогорск, но сначала — в гостеприимную квартиру Килессы.

Владимир Григорьевич встретил как всегда радушно. Многое рассказал об истории знаменитого телеграфа и, конечно, только обострил желание попасть в окрестности сёл Головановка и Карасёвка. Доступно объяснил устройство столба, который в своей подземной части держался на специальной плите-основании, и просто повалить его не мог ни ветер, ни лихой человек. И, по данным Килессы, столбы должны были ещё быть на источнике речки Биюк-Карасу. Надо ехать, надо ехать.

И вот облазил всю гору Баши — красивейшие виды с неё! Прошёл дорогой от поворота с трассы до Карасёвки и даже снова побывал на самом источнике Карасу-Баши — по колено в снегу! Разобрался не хуже электриков с различными электролиниями в окрестностях Карасёвки и Головановки. Но заветных столбов не видел. Пришлось собирать информацию у местных жителей.

Ребята из Карасёвки оказались словоохотливы и поведали, что лет шесть-восемь тому назад от насосной на источнике до накопительного резервуара у поворота на село были столбы какие-то железные, с иностранными надписями даже. Сколько их было, точно не помнят, может, несколько десятков. Но их попросту выкопали и утащили. Сначала подумалось о простых местных «металлистах», сдававших на металлолом всё, что попадётся, не считаясь с такой мелочью, как законодательство. Но вскоре убедился, что история таинственная.

Как рассказал белогорец и знаток этих горно-лесных мест Дмитрий, чугунные столбы он хорошо помнит. Но в начале двухтысячных их стали выкапывать неизвестные якобы по указанию самого главного начальника водхоза. Куда их увезли — неизвестно, но последствия заставили задуматься: чиновник от воды купил сразу себе и сыну по квартире в столице автономии. Уж не за вырученные ли за столбы деньги? Причём, конечно, проданные не по цене чугуна. Как раз к концу прошлого века стало известно об их раритетном значении, даже знаю одного феодосийца, который носился в то время с идеей продажи сохранившихся столбов в музей фирмы «Сименс». Правда, вблизи Феодосии никаких старинных столбов он так и не нашёл. Теперь точно знаю, что мой знакомый просто не ведал, где искать. А вот белогорские водоканальщики знали. Особо сокрушался Владимир Килесса, узнав о результатах моих поисков: «Написал как раз о нахождении столбов в нашем районе в первом издании своей книги по Белогорью, как раз на рубеже тысячелетий, и вот пропала достопримечательность ». Да, Владимир Григорьевич, мародёры книги тоже читают...

Столб Сименс в Крыму
Оказывается, есть ещё столбы и в Луговом Ленинского района. Раньше это село называлось Агибель и в нём находилась подстанция телеграфа. Как рассказал директор краеведческого музея района Николай Рак, через эти столбы идут телефонные провода к дому Виктора Фёдоровича Столецкого, ветерана войны, проработавшего много лет в районной системе связи. А отец ветерана был сотрудником Индо-Европейского телеграфа! Немедленно звоним в Луговое. Столбы, говорят, на месте! Да и если говорим со Столецким по телефону, значит, всё нормально. Уф-ф... Надо столбы немедленно заменить простыми и поместить раритеты возле районного музея как экспонат, иначе и им «приделают ноги». Такого мнения и Н. Рак, да и ветеран связи, думается, не обидится — память о прошлом должна жить среди людей, а не превращаться в длинный доллар.

Индо-Европейский телеграф. Столб Сименс
Говорят, что случай — это напоминание от Бога в его существовании. Так, наверное, и случилось, когда совершенно ошалело читал надпись фирмы «Сименс», где бы вы думали? На самой оживлённой остановке проспекта Победы в Симферополе, как раз напротив конечной остановке троллейбусов на Свободе и автостанции «Восточная». Услышал случайно об этом столбе, но проверить сведения решил в последнюю очередь — Симферополь никуда не денется. Вот и повезло! Теперь надо принять все меры, чтобы и этот столб «не ушёл». Хотя он используется почти в прежнем качестве: через него к домам подведены телефонные линии, и вроде раритет под присмотром хозяев-домовладельцев.

Когда уже был написан материал, пришло ещё одно известие: по словам керчан, в их городе-герое тоже сохранился столб от Сименса. Что ж поиски продолжаются!

Продолжение

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Популярные сообщения из этого блога

История ветроэнергетики в Крыму

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Как менялся симферопольский памятник-танк