Фонтаны Симферополя
Вряд ли для кого-то будет откровением, что Симферополь всегда страдал от нехватки чистой питьевой воды. Люди испокон веков стремились селиться поближе к живительной влаге — и столица скифского государства Неаполь Скифский, и резиденция калги-султана Крымского ханства Ак-мечеть, и первые строения российского Симферополя — все тяготело к источникам пресной воды, выходящим по левому борту р. Салгир из-под Петровских скал.
В Симферополе, где происходило мирное смешение восточной и западной культур, источники-фонтаны являлись одним из главных символов этого соседского сожительства, одинаково даря живительную влагу человеку любой национальности и веры, и украшая унылый вид хоть и крупного, но провинциального города.
Вообще, в Крыму фонтанами называли (и продолжают называть) гидротехническое архитектурные сооружения, которые состоят из системы накопителей воды, фильтров, водостока из керамических труб или каменной галереи и места выхода воды на поверхность — водоприемника. Сам водоприемник может находиться на значительном расстоянии от природного выхода воды; в этом отличие фонтанов от простых источников.
Крымские фонтаны являются приобретением восточной культуры и понятно, что наибольшее их количество на территории нашего города приходилось на период существования здесь резиденции калги-султана Крымского ханства в 17-18 веках. В Ак-мечети находилось множество источников-фонтанов, но все они, как это не прискорбно, были уничтожены после присоединения полуострова к Российской империи. Так один из чиновников, назначенных в Симферополь сразу после присоединения, сообщал: «дворец калги-султана занят нашими солдатами, которые уже успели разрушить некоторые из фонтанов, украшавших его дворец...».
Еще в середине 19 века в городе было 9 действующих фонтанов. До нашего времени чудом сохранился лишь один старинный фонтан. В самом центре города, за к/т «Симферополь», в тенистом уголке салгирской набережной уже полтора века бежит веселая струйка родника, известного как «фонтан грека Савопуло». фонтан
По преданию, в Симферополе жил слепой грек Апостол Савопуло, который однажды — 1 мая 1857 г. — получил исцеление от своей болезни благодаря промыванию глаз водой из этого родника. В тот же год, в честь своего чудесного выздоровления, Савопуло соорудил на месте родника красивый фонтан, в виде фигурной известняковой плиты, венчающейся резным карнизом. Выход источника он оформил в виде человеческого лица, изо рта которого вытекала вода, собиравшаяся в небольшую чашу, а посредине плиты, в неглубокой полусферической нише, высек надпись: «Сей фонтан был сооружен греком Апостолом Савопуло в 1857г». С двух сторон от чаши на цепочках висели металлические кружки для удобства жаждущих.
Фонтан неоднократно реставрировался — в 1881г, какие-то работы проводились здесь в августе 1906г, затем рука реставратора прикоснулась к нему в 1994г. В результате надпись на фонтане слегка изменилась и перекочевала на плиту из белого мрамора, установленную в 1994г, после того как неизвестные вандалы изуродовали фонтан. Кстати, в реставрации фонтана тогда финансировал небезызвестный криминальный авторитет Костя Грек — Константин Савопуло, однофамилец автора фонтана.
У фонтана Савопуло снималась одна из сцен художественного фильма «Шофер на один рейс» (1981). Главные герои (Шукшина с Ефремовым), гуляя по Симферополю, направились к фонтану и пили там воду из родника. Строительную надпись во время съемок фильма замазали.
В духовной жизни дореволюционного Симферополя фонтан Савопуло играл немаловажную роль. Памятуя о чудесном исцелении грека, население города считало этот источник священным. На особое отношение к нему указывают и различные названия родника на греческом и тюркском языках: Ай-неро, Аия-вриси, Ай-су, Ай-чешме, Азис-су, Азис-чешме — все это переводится как «святая вода» или «святой фонтан».
Интересное воспоминание из своего детства, ярко характеризующее божественное отношение к фонтану у крымских греков, приводит симферопольский краевед В. К. Гарагуля: «...Бабушка умылась. Протерла глаза и уши. Подставила сомкнутые ладони под струйку воды и, прикасаясь кончиками пальцев к каменной стене фонтана, начала читать известную мне самую главную молитву: «Во имя Отца (она сделала глоток и снова наполнила ладони) ...и Сына (она проделала то же самое) ...и Святого Духа (снова то же самое) ... Аминь! Теперь ты (я повторил, что сделала она). Так поступали наши предки у этого фонтана и у других, и у родников»
Большое значение имел он для татар. Немного выше источника, на месте современного молодежного клуба «Зеленка», находилась могила одного из самых почитаемых татарских святых — азиса «Салгир-баба». Могила этого святого посещалась массой богомольцев, оставлявших на растущих вокруг могилы кустах сирени лоскутки материи, и веривших, что с ними покидают они здесь все свои болезни. После поклонения могиле святого татары спешили к фонтану, чтобы умыться целительной водой.
Русское же население верило, что питье воды из «греческого фонтана» способствует исчезновению болезни — каттары желудка. С дальних концов города люди ходили утром умыться этой водой, и выпить её натощак, маленькими глотками, принимая внутрь как лекарство. В народе так же ходило поверье, что если кто первым умоется и выпьет эту воду 1 мая, тот излечит себе любую болезнь, а накануне, ночью, городской садовник всегда клал у фонтана букет цветов, как благодарность за его целебную силу.
И хотя больше века прошло с той поры, симферопольцы не забывают о целебных свойствах фонтана: ежедневно, в любое время года, можно встретить здесь людей с ведрами и бидончиками, набирающих родниковую воду.
К сожалению наши горожане не ведают, что творят. Ведь вода в роднике абсолютно непригодна для питья. Водосборная площадь источника находится на территории бывшего татарского кладбища, да сейчас сквер у «Зеленки» далеко не самое экологически чистое место в Симферополе.
Недавно санэпидемстанция провела анализ воды из фонтана. Важными показателями таких анализов считаются содержание кишечной палочки и нитратов в 1 литре воды. Требование ГОСТа для родников — не более 10 шт. кишечных палочек в литре. Допустимое содержание нитратов по ГОСТу — не более 45 мг/л. В литре нашего источника отмечено 360 кишечных палочек (!!!), а нитратов в 2 раза больше нормы — 94,4 мг/л. Вот так.
Фонтану грека Савопуло повезло: он не был забыт и заброшен, чего нельзя сказать о двух других, некогда наиболее известных в городе фонтанах — Петровском и Базарном.
Петровский фонтан существовал в городе с первых лет его возникновения и находился в том месте, где Петровская балка выходит на ул. Воровского. Фонтан этот, давал до 5000 ведер воды в сутки и обеспечивал ею почти весь город. Вода Петровского фонтана была «чиста на вид, прозрачна, холодна и очень приятна на вкус».
С Петровским фонтаном связана одна курьезная история, в свое время наделавшая здесь много шума. Дело в том, что фонтаны в Симферополе были общего пользования и, находясь в черте города, по праву должны были принадлежать муниципалитету, однако, задокументированных официальных подтверждений этому не было. Такой ситуацией воспользовался некий дворянин Зеленков, который в начале ХIX века самовольно захватил часть земли с фонтаном, откуда питался водой весь город, и объявил его частной собственностью. Городская управа тут же возбудила против него уголовное дело, которое длилось около 30 лет.
После признания Сенатом Петровского фонтана собственностью города, местная администрация, в лице губернатора Казначеева приняла меры к реставрации фонтана. 27 июня 1831г инженер путей сообщения Шипилов (тот самый, что руководил постройкой шоссе на ЮБК) предоставил проект сооружения нового фонтана на месте существования старого. По проекту инженера следовало соединить водопроводом старый фонтан с несколькими, находящимися выше источниками, что могло увеличить расход Петровского фонтана до 14000 ведер в сутки. Стоимость проекта он оценил в 5000 рублей. Таких денег город не имел. И тогда необходимую сумму решено было заимствовать из остатков денег, выделенных на постройку южнобережного шоссе. Вскоре деньги были получены, работа закипела и к началу мая 1833г. фонтан был готов.
Что было дальше, история умалчивает. Трудно сказать и когда окончательно был разрушен фонтан, скорее всего это произошло в 50-70 гг. XX века во время строительства под Петровскими скалами симферопольского пивзавода.
Не менее трагична судьба другого симферопольского фонтана — Базарного. Еще до 50-х гг. ХХ в. в районе современной пл. Ленина располагался Большой городской базар, центральным украшением которого был Базарный фонтан, возведенный здесь в 1865г. Вода в фонтан, дававший до 14000 ведер воды в сутки, поступала по глиняным трубам из расположенного в 3 верстах от города источника Бор-чокрак (угол современных улиц Данилова и Севастопольской).
Базарный фонтан являлся поистине уникальным в своем исполнении архитектурном сооружением и был, наравне с Долгоруковским обелиском и собором св. Александра Невского, одной из достопримечательностей губернского города. Фонтан на Базарной площади стоял еще сравнительно недавно и поэтому еще сохранился в памяти многих наших горожан. По словам известного любителя природы и истории полуострова, проф. ТНУ В. Г. Ены, фонтан был сооружен в виде огромного (до 4 метров высотой) колокола из диабаза, с четырех сторон которого смотрели на горожан четыре чугунные львиные морды. Из разинутых львиных пастей, в окружающий сооружение бассейн, выливались потоки прозрачной холодной воды. Всю композицию венчала, искусно вырезанная неизвестным мастером, большая известняковая чаша.
В середине 60-х гг. ХХ в., во время реконструкции площади, фонтан убрали, а на его месте соорудили памятник В. И. Ленину. Но надо отдать должное городским властям: архитектурный памятник было решено сохранить для потомков. Для этого его аккуратно, маркируя каждый камушек, разобрали с тем, чтобы через несколько лет собрать заново в одном из тихих симферопольских скверов. Но, увы. Хотели как лучше, а получилось как всегда... Весь материал фонтана, хранящийся в одном из научных учреждений крымской столицы, был просто-напросто полностью разворован. Пропало всё: и изумительной красоты ваза, и львиные морды, и, даже, камни фундамента. И лишь через несколько лет на городской свалке случайно была обнаружена одна из львиных голов, переданная затем Крымскому краеведческому музею.
Многое пережили на своем веку симферопольские фонтаны: несколько войн, революцию, разруху... И не уничтожили их ни снаряды, ни пули, ни дождь, ни ветер. Они пострадали в мирное время от обыкновенного человеческого равнодушия, от незаинтересованности в судьбе памятников своей истории. Был заброшен Петровский фонтан, разворован Базарный, осквернен фонтан «грека Савопуло». И ещё лет 10 назад казалось, что погрязли мы окончательно в пучине всеобщей безнравственности и бескультурья. Но, к счастью, кажется, осознал наш народ, что без своей культуры, без своей истории не сможем мы прожить ни одного дня — сможем лишь просуществовать. И стали возрождаться народные традиции, стали строиться церкви и храмы, стали выходить книги, дающие правдивые знания о своем прошлом. Не оставайтесь же и вы в стороне от возрождения своей культуры и истории: постройте для общего блага придорожный фонтан, пожертвуйте на строительство храма, пополните своей находкой коллекцию музея, или просто, не мешайте благому делу.
В Симферополе, где происходило мирное смешение восточной и западной культур, источники-фонтаны являлись одним из главных символов этого соседского сожительства, одинаково даря живительную влагу человеку любой национальности и веры, и украшая унылый вид хоть и крупного, но провинциального города.
Вообще, в Крыму фонтанами называли (и продолжают называть) гидротехническое архитектурные сооружения, которые состоят из системы накопителей воды, фильтров, водостока из керамических труб или каменной галереи и места выхода воды на поверхность — водоприемника. Сам водоприемник может находиться на значительном расстоянии от природного выхода воды; в этом отличие фонтанов от простых источников.
Крымские фонтаны являются приобретением восточной культуры и понятно, что наибольшее их количество на территории нашего города приходилось на период существования здесь резиденции калги-султана Крымского ханства в 17-18 веках. В Ак-мечети находилось множество источников-фонтанов, но все они, как это не прискорбно, были уничтожены после присоединения полуострова к Российской империи. Так один из чиновников, назначенных в Симферополь сразу после присоединения, сообщал: «дворец калги-султана занят нашими солдатами, которые уже успели разрушить некоторые из фонтанов, украшавших его дворец...».
Еще в середине 19 века в городе было 9 действующих фонтанов. До нашего времени чудом сохранился лишь один старинный фонтан. В самом центре города, за к/т «Симферополь», в тенистом уголке салгирской набережной уже полтора века бежит веселая струйка родника, известного как «фонтан грека Савопуло». фонтан
По преданию, в Симферополе жил слепой грек Апостол Савопуло, который однажды — 1 мая 1857 г. — получил исцеление от своей болезни благодаря промыванию глаз водой из этого родника. В тот же год, в честь своего чудесного выздоровления, Савопуло соорудил на месте родника красивый фонтан, в виде фигурной известняковой плиты, венчающейся резным карнизом. Выход источника он оформил в виде человеческого лица, изо рта которого вытекала вода, собиравшаяся в небольшую чашу, а посредине плиты, в неглубокой полусферической нише, высек надпись: «Сей фонтан был сооружен греком Апостолом Савопуло в 1857г». С двух сторон от чаши на цепочках висели металлические кружки для удобства жаждущих.
Фонтан неоднократно реставрировался — в 1881г, какие-то работы проводились здесь в августе 1906г, затем рука реставратора прикоснулась к нему в 1994г. В результате надпись на фонтане слегка изменилась и перекочевала на плиту из белого мрамора, установленную в 1994г, после того как неизвестные вандалы изуродовали фонтан. Кстати, в реставрации фонтана тогда финансировал небезызвестный криминальный авторитет Костя Грек — Константин Савопуло, однофамилец автора фонтана.
У фонтана Савопуло снималась одна из сцен художественного фильма «Шофер на один рейс» (1981). Главные герои (Шукшина с Ефремовым), гуляя по Симферополю, направились к фонтану и пили там воду из родника. Строительную надпись во время съемок фильма замазали.
В духовной жизни дореволюционного Симферополя фонтан Савопуло играл немаловажную роль. Памятуя о чудесном исцелении грека, население города считало этот источник священным. На особое отношение к нему указывают и различные названия родника на греческом и тюркском языках: Ай-неро, Аия-вриси, Ай-су, Ай-чешме, Азис-су, Азис-чешме — все это переводится как «святая вода» или «святой фонтан».
Интересное воспоминание из своего детства, ярко характеризующее божественное отношение к фонтану у крымских греков, приводит симферопольский краевед В. К. Гарагуля: «...Бабушка умылась. Протерла глаза и уши. Подставила сомкнутые ладони под струйку воды и, прикасаясь кончиками пальцев к каменной стене фонтана, начала читать известную мне самую главную молитву: «Во имя Отца (она сделала глоток и снова наполнила ладони) ...и Сына (она проделала то же самое) ...и Святого Духа (снова то же самое) ... Аминь! Теперь ты (я повторил, что сделала она). Так поступали наши предки у этого фонтана и у других, и у родников»
Большое значение имел он для татар. Немного выше источника, на месте современного молодежного клуба «Зеленка», находилась могила одного из самых почитаемых татарских святых — азиса «Салгир-баба». Могила этого святого посещалась массой богомольцев, оставлявших на растущих вокруг могилы кустах сирени лоскутки материи, и веривших, что с ними покидают они здесь все свои болезни. После поклонения могиле святого татары спешили к фонтану, чтобы умыться целительной водой.
Русское же население верило, что питье воды из «греческого фонтана» способствует исчезновению болезни — каттары желудка. С дальних концов города люди ходили утром умыться этой водой, и выпить её натощак, маленькими глотками, принимая внутрь как лекарство. В народе так же ходило поверье, что если кто первым умоется и выпьет эту воду 1 мая, тот излечит себе любую болезнь, а накануне, ночью, городской садовник всегда клал у фонтана букет цветов, как благодарность за его целебную силу.
И хотя больше века прошло с той поры, симферопольцы не забывают о целебных свойствах фонтана: ежедневно, в любое время года, можно встретить здесь людей с ведрами и бидончиками, набирающих родниковую воду.
К сожалению наши горожане не ведают, что творят. Ведь вода в роднике абсолютно непригодна для питья. Водосборная площадь источника находится на территории бывшего татарского кладбища, да сейчас сквер у «Зеленки» далеко не самое экологически чистое место в Симферополе.
Недавно санэпидемстанция провела анализ воды из фонтана. Важными показателями таких анализов считаются содержание кишечной палочки и нитратов в 1 литре воды. Требование ГОСТа для родников — не более 10 шт. кишечных палочек в литре. Допустимое содержание нитратов по ГОСТу — не более 45 мг/л. В литре нашего источника отмечено 360 кишечных палочек (!!!), а нитратов в 2 раза больше нормы — 94,4 мг/л. Вот так.
Фонтану грека Савопуло повезло: он не был забыт и заброшен, чего нельзя сказать о двух других, некогда наиболее известных в городе фонтанах — Петровском и Базарном.
Петровский фонтан существовал в городе с первых лет его возникновения и находился в том месте, где Петровская балка выходит на ул. Воровского. Фонтан этот, давал до 5000 ведер воды в сутки и обеспечивал ею почти весь город. Вода Петровского фонтана была «чиста на вид, прозрачна, холодна и очень приятна на вкус».
С Петровским фонтаном связана одна курьезная история, в свое время наделавшая здесь много шума. Дело в том, что фонтаны в Симферополе были общего пользования и, находясь в черте города, по праву должны были принадлежать муниципалитету, однако, задокументированных официальных подтверждений этому не было. Такой ситуацией воспользовался некий дворянин Зеленков, который в начале ХIX века самовольно захватил часть земли с фонтаном, откуда питался водой весь город, и объявил его частной собственностью. Городская управа тут же возбудила против него уголовное дело, которое длилось около 30 лет.
После признания Сенатом Петровского фонтана собственностью города, местная администрация, в лице губернатора Казначеева приняла меры к реставрации фонтана. 27 июня 1831г инженер путей сообщения Шипилов (тот самый, что руководил постройкой шоссе на ЮБК) предоставил проект сооружения нового фонтана на месте существования старого. По проекту инженера следовало соединить водопроводом старый фонтан с несколькими, находящимися выше источниками, что могло увеличить расход Петровского фонтана до 14000 ведер в сутки. Стоимость проекта он оценил в 5000 рублей. Таких денег город не имел. И тогда необходимую сумму решено было заимствовать из остатков денег, выделенных на постройку южнобережного шоссе. Вскоре деньги были получены, работа закипела и к началу мая 1833г. фонтан был готов.
Что было дальше, история умалчивает. Трудно сказать и когда окончательно был разрушен фонтан, скорее всего это произошло в 50-70 гг. XX века во время строительства под Петровскими скалами симферопольского пивзавода.
Не менее трагична судьба другого симферопольского фонтана — Базарного. Еще до 50-х гг. ХХ в. в районе современной пл. Ленина располагался Большой городской базар, центральным украшением которого был Базарный фонтан, возведенный здесь в 1865г. Вода в фонтан, дававший до 14000 ведер воды в сутки, поступала по глиняным трубам из расположенного в 3 верстах от города источника Бор-чокрак (угол современных улиц Данилова и Севастопольской).
Базарный фонтан являлся поистине уникальным в своем исполнении архитектурном сооружением и был, наравне с Долгоруковским обелиском и собором св. Александра Невского, одной из достопримечательностей губернского города. Фонтан на Базарной площади стоял еще сравнительно недавно и поэтому еще сохранился в памяти многих наших горожан. По словам известного любителя природы и истории полуострова, проф. ТНУ В. Г. Ены, фонтан был сооружен в виде огромного (до 4 метров высотой) колокола из диабаза, с четырех сторон которого смотрели на горожан четыре чугунные львиные морды. Из разинутых львиных пастей, в окружающий сооружение бассейн, выливались потоки прозрачной холодной воды. Всю композицию венчала, искусно вырезанная неизвестным мастером, большая известняковая чаша.
В середине 60-х гг. ХХ в., во время реконструкции площади, фонтан убрали, а на его месте соорудили памятник В. И. Ленину. Но надо отдать должное городским властям: архитектурный памятник было решено сохранить для потомков. Для этого его аккуратно, маркируя каждый камушек, разобрали с тем, чтобы через несколько лет собрать заново в одном из тихих симферопольских скверов. Но, увы. Хотели как лучше, а получилось как всегда... Весь материал фонтана, хранящийся в одном из научных учреждений крымской столицы, был просто-напросто полностью разворован. Пропало всё: и изумительной красоты ваза, и львиные морды, и, даже, камни фундамента. И лишь через несколько лет на городской свалке случайно была обнаружена одна из львиных голов, переданная затем Крымскому краеведческому музею.
Многое пережили на своем веку симферопольские фонтаны: несколько войн, революцию, разруху... И не уничтожили их ни снаряды, ни пули, ни дождь, ни ветер. Они пострадали в мирное время от обыкновенного человеческого равнодушия, от незаинтересованности в судьбе памятников своей истории. Был заброшен Петровский фонтан, разворован Базарный, осквернен фонтан «грека Савопуло». И ещё лет 10 назад казалось, что погрязли мы окончательно в пучине всеобщей безнравственности и бескультурья. Но, к счастью, кажется, осознал наш народ, что без своей культуры, без своей истории не сможем мы прожить ни одного дня — сможем лишь просуществовать. И стали возрождаться народные традиции, стали строиться церкви и храмы, стали выходить книги, дающие правдивые знания о своем прошлом. Не оставайтесь же и вы в стороне от возрождения своей культуры и истории: постройте для общего блага придорожный фонтан, пожертвуйте на строительство храма, пополните своей находкой коллекцию музея, или просто, не мешайте благому делу.
«Таврические ведомости»