12 декабря 2010 г.

Светофоры в Симферополе — не для стариков

Мы с помощью 84-летнего пенсионера Василия Юраша проэкзаменовали симферопольские светофоры и пришли к выводу: «зеленая» пешеходная фаза, установленная на большинстве из них, придется по нраву самому быстрому спортсмену мира Усейну Болту, но никак не нашим старикам.

Пешеходный переход в Симферополе

«Все светофоры опробованы, стандарты еще с советского времени, прошли испытания десятилетиями — пешеходной фазы достаточно, чтобы пересечь улицу два раза!» Сколько раз приходилось слышать такие ответы от работников ГАИ разного уровня. И от тех, чьи плечи отягощены грузом звезд, и от тех, чьи гордо расправлены — не давят сержантские «лычки». И от сотрудников пресс-службы крымского Управления ГАИ...

Ну, скажите тогда, чего нас, газетчиков, одолевают телефонными звонками читатели, те самые пешеходы, которые и пользуются той самой зеленой «фазой»? Мало им. Времени мало. На проспект Кирова, на Севастопольскую, на переход Бородина, на Киевскую — жалуются... В основном, старушечьими голосами. Мы уже привыкли задавать вопрос в лоб: «Вы инвалид? Тогда вам должны помогать родственники перейти дорогу!» Так нам объяснили в ГАИ. Дак нет же! Не инвалиды. Нормальные, здоровые, пусть постаревшие, но люди — на двух ногах.

Да и мне, не старому, пешеходной фазы на перекрестке улиц Гоголя и Кирова хватает впритык. Ну, хоть убей, не пройду я там два раза! И полтора — не пройду. Засекал. Нога касается бордюра как раз под звуковой сигнал: «Переход завершен».

Чтобы разобраться, в чем же тут дело и кто прав и виноват, мы решили провести эксперимент. Конечно, в ГАИ — формулы, точные расчеты и опыт. Но вот — формулы на бумаге. А жизнь — тут, на разлинеенном белыми полосами куске дороги, пешеходном переходе. Да и смерть — она тоже тут. В секундах измеряется.

— Ну, хорошее дело вы сделать решили, провести такой эксперимент, — говорит 84-летний пенсионер Василий Юраш, с которым мы познакомились в сквере Тренева. — Помогу вам. Надо — значит надо... В Василии Денисовиче чувствуется та старая закалка, тех людей, которым не было «все по...». Хотя, казалось бы, прошел войну, есть дети, внуки, можно было бы и мемуары тихонько писать. Ан нет! Жизнь они любят. То поколение. А еще — справедливость.

— Я живу на Леси Украинки, а в Центр приехал, потому что в больницу надо, — объясняет он. — А кто меня будет провожать? Дети, внуки — работают. Кушать-то надо. Сам и приехал.

...Переход на Киевской, за Москольцом. Первый тест. Мы не успеваем. Не хватает. По моим подсчетам, трех-четырех секунд. И нас с дедом Василием объезжает старая «двадцать четвертая» «Волга». Хорошо, хоть без матов. Пробуем еще раз — картина та же. Как не спешим — не успеваем. Я иду рядом с пенсионером и понимаю, каково быть на его месте. У нас не любят тех, «кто не успевает». Да и страшно, когда в нескольких метрах от тебя рычит двигателем новенький БМВ, а ты идешь «на красный», хотя, как и положено, вышел «на зеленый». Страшно и неприятно. Против лома ведь нет приема. И против «бэхи», под капотом которой затаилась куча горячих «лошадок», пенсионер ничего не сделает. Не отпрыгнет, не проскочит. Нет уже той резвости.

Пешеходный переход в Симферополе

ЖД-вокзал. Двадцать пять секунд «зеленой фазы». Василий Денисович стоит, упершись палочкой в бордюр. Три, два, один! Вперед! Нога пенсионера предательски соскальзывает с бордюра, он морщится, хватаясь за правое колено, а я подхватываю его под руку. И мы перебегаем ул. Гагарина. «Перебегаем» — это по его меркам. Вижу, что не успеем. На полдороге время заканчивается и прямо перед нами, рыча двигателем и «фафакая», срывается с визгом желтая «восьмерка».

— П...дарас!, — кричу ему вслед, не в силах сдержать бессильную злость. Хотя водитель — прав. По закону прав, но не по-человечески.

Следом за «девяткой», обдавая столбами дыма, прорычал старый «ЛАЗ». Я поднимаю руку и прошу маршруточника, седого татарина, остановиться. Он делает жест — «Проходите», мол, и машет коллеге в правом ряду — «Пропусти!» Преодолеваем еще несколько метров до спасительного бордюра, мысленно благодарю Восток, воспитавший в этом водителе уважение к старости.

Второй пешеходный переход и снова — провал. Кстати, на вокзале время уже подстраивали. Этим летом крымские гаишники после многочисленных просьб и обращений крымчан перепрограммировали светофор, увеличив время пешеходной фазы до двадцати пяти секунд вместо привычных двадцати.

Низкий старт, упираемся в груженые чемоданы, желтый свет, готовность номер один... рывок! По словам многих симферопольцев, только так и можно было преодолеть участок дороги в двадцать пять метров на железнодорожном вокзале, переходя, точнее, перебегая улицу Гагарина за двадцать секунд. Раньше светофор, настроенный на двадцать секунд, превращался в аттракцион проворности и быстроты.

Пешеходный переход в Симферополе

— А еще тебе навстречу тоже несутся люди с чемоданами и сумками, — вспоминает продавец гастронома Наталья. — Слева и справа машины рычат двигателями. Это была какая-то жуть. Сколько раз видела, как люди, не успев добежать, стояли посреди дороги или падали, когда бежали по переходу. Я звонила по телефону доверия ГАИ и несколько раз просила перенастроить светофор, но так ничего и не менялось.

— Если мы начнем менять настройки светофоров, то в городе тут же станут образовываться громадные пробки, — ранее заявлял руководитель пресс-службы управления ГАИ в Крыму Андрей Рябиков. — Я сам там постоянно хожу, думаю, что при желании улицу можно перейти дважды за время, пока горит зеленый свет. Задерживаются там пожилые граждане, которых должны переводить через дорогу их родственники.

А еще в госавтоинспекции утверждали, что режим работы светофора на вокзале опробован десятилетиями. Мол, стандарт сохранился еще со времен существования Советского Союза. Тем не менее, на официальном сайте крымской ГАИ таки появилось сообщение: «„Зеленого света“ дадут больше!»

— Учитывая сезонные изменения плотности потоков транспорта и пешеходов, Госавтоинспекция вместе с коммунальной службой провела дополнительное обследование режима работы светофора на железнодорожном вокзале, в результате было принято решение об увеличении на треть времени пешеходной фазы для комфортабельности передвижения людей, — говорится в официальном сообщении.

— Тут невозможно было ходить, — рассказывает 67-летняя пенсионерка Наталья Губская. — Для меня эти двадцать пять метров «пешеходки» превращались в смертельный марафон. Проблемы с ногами, а тут надо не то что быстро идти — бежать! Если не успеваешь, водители сигналят, а еще какой-нибудь молодой высунется в окно и обругает «старой клюшкой». Очень обидно!

Скажем справедливости ради: мне двадцати пяти секунд хватило с головой. Но это одному. С пенсионером и нашим испытателем Василием Денисовичем — мы застряли. Хотя я ему изо всех сил помогал, как и говорили в ГАИ. Поддерживал за руку. Ну, а как еще помочь человеку в годах, как перевести его через дорогу, где само время пешеходной фазы отрицает его, человека в годах, существование? На руках нести?! Или на плечах?!

К тому же если время перехода на ЖД-вокзале изменили и сохранили до сих пор, получается, что не все так гладко было? Да и чего люди бы жаловались? Впрочем, мы ни в коем случае не предлагаем огульно и без разбору давать больше «зеленого света». Есть ведь и вторая сторона медали: неизвестно, как эти «зеленые» секунды отзовутся на движении авто по транспортным артериям города.

— Вроде бы пять секунд — сущая ерунда, но я здесь постоянно работаю и заметил, что пробок стало больше, — рассказывает таксист Иван Лужный, работающий на ЖД. — Выехать сложно, маршрутки «толпятся» на остановке... Хотя и пешеходов я понимаю, не хотел бы, чтобы моя жена или сын-школьник вот так зайцами бегали на зеленый свет.

...Ради чистоты эксперимента мы попросили пенсионера перейти улицы Леси Украинки, Гоголя и Кирова — везде одна и та же история. Не успеваем.

Кирилл Железнов, «Крымский ТелеграфЪ»



Читайте также: