14 июня 2010 г.

Симферопольское «метро» (видео)

Раньше под Симферополем ездили электровозы, а теперь растут сталактиты и сталагмиты.

Симферопольское метро

«Каски не снимать, по рельсам не ходить, электрооборудование не трогать», — предупреждает нас «экскурсовод». Вперёд! То есть вниз — на глубину 17 метров. Там и начнётся прогулка по... недостроенному коллектору, проходящему под Симферополем.

Метро в Симферополе

Коллектор — это не сад ботанический, где эндемики разные. В коллекторе — сточные воды и отходы человеческой жизнедеятельности. Но не в нашем. Он в стадии строительства, а потому в нём всё относительно чисто, а местами даже красиво.

А вообще тут темно, холодно и тихо. Только грунтовые воды, стекающие с потолка в некоторых местах, нарушают безмолвие. Нет в симферопольском коллекторе ни аллигаторов, ни черепашек, которые водятся, как в фильмах показывают, в канализационных сооружениях крупных американских городов. Здесь вообще никто не живёт — есть нечего, объясняет наш проводник Фёдор Старунчак. Фёдор Васильевич — электрослесарь, проработал на коллекторе более 10 лет. Знает о нём многое и с удовольствием рассказывает.

Коллектор в Симферополе

— Строить его начали ещё в конце 80-х, когда стало понятно, что действующий симферопольский коллектор не справляется с нагрузкой. Начало шахты (ширина которой — 2,5 метра, а высота — почти 3) — под парком на улице Воровского, идёт через площадь Советскую к бульвару Ленина, потом — на железнодорожный вокзал и в совхозы им. Дзержинского, «Пригородный». А там — уже по трубам на очистные сооружения, — говорит Фёдор Васильевич.

Сталактиты в симферопольском коллекторе-метро
Но это в планах. Ещё в середине 90-х прокладка остановилась с прекращением финансирования. Тоннель заканчивается за несколько сот метров до вокзала. Практически готов к эксплуатации его участок до бульвара Ленина. Осталось только провести химическую обработку стен и сводов, чтобы они как можно дольше не подвергались коррозии. А поскольку это не сделано, с потолков во тьме растут сталактиты (учёные, возможно, назовут эти образования по-другому). Белые тонкие полые трубки, кое-где вымахавшие на полметра, искрятся в лучах наших фонариков. Они — особая гордость «экскурсовода». А вот сталагмиты (белые и медно-красные) заставляют Фёдора Васильевича волноваться: «Раньше здесь были и большие, а теперь остались только маленькие, значит, кто-то здесь был и, наверное, посбивал их и унёс — красивые ведь!».

Почему его это так волнует? Несколько лет назад повадились сюда за металлом. Как-то сторожа заметили группу людей, пробравшихся «на объект». Вызвали милицию. Правоохранители приехали. С автоматами! Воришек застукали на горячем — они как раз резали медные троллеи, по которым подавался ток для электровозов. Оказалось, что промышляла семья из четырёх человек.

Тогда они срезали, конечно, не все провода. Но даже если бы и все, электровозы перестали ходить в симферопольском подземелье с конца 90-х, так до сих пор и не ходят. Несколько лет назад их отсюда вообще вывезли криворожские хозяева. Только один «тягач» под землёй остался. Его поглотили сточные воды в одной из семи шахт.

Подземелье Симферополя
А когда-то всё было по-другому. В строительстве коллектора участвовало более 80 человек. В том числе шахтёры, приехавшие из Донбасса. Работали в две смены. Иногда вручную, и тогда за день проходили не больше метра. А если тоннель пробивал специальный комбайн, то в 3-4 раза больше. Породу грузили в вагонетки (вся техника — самая что ни на есть шахтёрская, тонны угля перевозила), и электровоз по рельсам оттягивал их к ближайшему «столбу». Там грунт сваливался в громадные корзины, которые с помощью лебёдки поднимались на поверхность. После этого к работе приступали «бетонщики». Компрессорной «пушкой» они заливали стены и своды. Толщина — почти полметра. Раствор — специальный, для подземных работ, очень крепкий. Естественно, использовались металлоконструкции. А в полости, образовывавшиеся между сводом и грунтом над ним, закачивалась глина. В общем, технология сложная и трудоёмкая. Но результат налицо: по проекту коллектор должен исправно работать не менее 150 лет.

...По щиколотку то в воде, то в мачмале (так называют грязь, которая здесь, на недостроенных участках, аж засасывает) подходим к развилке. Ну прямо метро!

— Сейчас мы находимся в нескольких метрах от памятника Ленину возле железнодорожного вокзала, — говорит Фёдор Васильевич. — Но между нами и вождём ещё почти двадцать метров грунта.

При строительстве были и отступления от проекта. По техническим причинам пришлось уводить тоннель влево от вокзала. Но и в новом направлении не всё складывалось, как было задумано. В 90-х именно здесь произошло единственное за всё строительство коллектора ЧП: воды подмыли грунт, и произошёл обвал. В глубокий котлован тогда провалилась часть дороги одного из переулков. И как раз на этом, по стечению обстоятельств, прокладка тоннеля и строительство коллектора остановились.

— Решение о строительстве этого коллектора было принято в связи с тем, что существующий уже к концу 80-х находился в аварийном состоянии. В любой момент мог (и может!) произойти прорыв и выброс фекальных стоков на улицы города. Такое заключение сделал НИИ, который проводил проверку ещё в советские времена, — сообщил Александр Пятничко, генеральный директор строительного ООО «СК Адалар», который отвечает за сохранность коллектора. — К сожалению, в 1997 году строительство замерло. И только сегодня появилась надежда, что коллектор всё-таки будет достроен. В планах городских властей в следующем году обновить проект и, используя передовые технологии, продолжить прокладку тоннеля. При достаточном финансировании с использованием современных подземных комбайнов можно сделать всё за три года, пройти-то осталось 2,6 километра. Тем более никаких технических проблем по переключению со старого коллектора на новый нет. И он сможет полностью обеспечить нужды города. С его запуском проблема канализации городских стоков будет надолго решена.

Сергей Мальнев, «Крымская Правда»

Видео:



Читайте также: