24 ноября 2008 г.

История Евпатории

В одних источниках Евпаторию именуют Керкинитидой, в других — Гезлёвом, в третьих — Козловом. Какой вариант верный? Да все верны!

Евпатория

Дело в том, что город не всегда был популярным курортом и не всегда назывался Евпаторией. Трижды он менял названия, но ещё чаще — «гражданство»: был и греческим, и скифским, входил в состав Крымского ханства (чуть не стал его столицей!), а потом, как и весь Крым, оказался частью Российской империи. В первые десятилетия советской власти это была территория Российской Федерации, а с 1954 года, вот уже более полувека, город находится в составе Украины.

Древнее его название — Керкинитида. В VI-V веках до нашей эры город был основан греками. В те времена сама Греция и близлежащие к ней острова были уже полностью освоены и перенаселены. Необходимо было отправляться на поиск новых подходящих земель. Северные берега Понта Эвксинского (так греки называли Чёрное море) манили отважных жителей Эллады. Корабль греческих колонистов, руководимый ойкистом (главой будущего города) но имени Каркин, плыл вдоль юго-западного побережья Крыма. Мореплавателей интересовала свободная территория с хотя бы минимальным количеством пресной воды.

То и другое они нашли в Евпаторийской бухте в районе современного Карантинного мыса. Здесь путешественники бросили якорь и основали город, названный по имени ойкиста — Керкинитидой. Впрочем, согласно другой версии, название произошло от греческого слова «каркинос» (краб).

Поселенцы занялись выращиванием пшеницы, ловлей рыбы, начали добывать соль — эти продукты шли на экспорт. Керкинитида настолько успешно развивалась, что приступила к чеканке собственной монеты. Быстро растущий город не давал покоя жителям соседнего Херсонеса (на территории нынешнего Севастополя). Они начали окружать Керкинитиду собственными поселениями. Город, взятый в кольцо херсонеситами, постепенно терял самостоятельность. Тем временем скифы, чья столица находилась в Неаполисе (территория нынешнего Симферополя), напали на Херсонес. Началась эпоха затяжных войн. Победителями стали скифы. В конце II века до нашей эры греки вынуждены были оставить Керкинитиду.

Город перешел под контроль скифов, попытавшихся наладить здесь мирную жизнь.

Однако это продолжалось недолго. Греция, мечтавшая вернуть себе крымские колонии, обратилась за военной помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору. В 110 году до нашей эры он отправил против скифов экспедиционный корпус под командованием известного полководца Диофанта. Понтийцы взяли штурмом Керкинитиду, организовали здесь опорный пункт и двинулись в глубь Крымского полуострова. Но скифам всё же удалось переломить ход военных действий и разгромить Диофанта. Керкинитида пришла в запустение.

Сюда приходили многие завоеватели — готы, гунны, хазары, половцы. Археологи полагают, что в VIII-X веках тут существовало какое-то поселение. В Х-ХП столетиях здешний берег осваивали выходцы из Киевской Руси. Похоже, на протяжении всего этого времени Керкинитида сохраняла своё название, поскольку в портоланах — лоциях Чёрного моря XIV века — этот район именуется как Crichi-niri или Chirechiniti, что явно напоминает Керкинитиду.

В конце XV века возникло новое название — Гезлёв. Его появление было связано с тем, что ещё в XIII веке Крым оказался завоёванным ордынцами. По мнению историков, они разгромили Керкинитиду, бывшую к тому времени крупным городом.

Более ста лет территория оставалась безлюдной, а затем её заселили татары. Со временем здесь выросла мощная крепость Гезлёв. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в этой крепости в 1666 году, расспросил местных жителей о происхождении столь необычного названия. И вот что он узнал. Однажды на здешний морской берег прибыл со своей семьёй человек из окружения хана Тохтамыш-Гирея. На развалинах прежнего поселения он разбил шатёр, а затем выстроил дом, имевший вверху круглое отверстие — «око». Когда подросли дети, он соорудил для них несколько таких же «гёзлю ев» — «домов с оком». Со временем возникло обширное поселение Гёзлюев. Впоследствии название немного изменилось: его стали произносить как Гёзлёв или Гезлёв.

Евпатория

В XVII веке здесь вырос крупный порт, несколько базаров, а разного рода лавок и магазинов насчитывалось 670. В городе имелись свой судья, разрешавший споры согласно законам шариата, шериф, следивший за порядком, таможенники, взимавшие плату с купцов, привозивших на продажу товары, два лекаря, многочисленные постоялые дворы, предоставлявшие ночлег приезжим, а также тюрьма со стражей. За решётку обычно помещали местных дебоширов. Как правило, это были загулявшие посетители кабаков. В городе имелось 25 питейных заведений. Они работали круглосуточно, наибольшей популярностью в них пользовалась буза — слабоалкогольный (4-6% спирта) напиток вроде пива, который готовили без использования хмеля.

Но главной достопримечательностью города служили десять ветряных мельниц. «Такого рода ветряков не видал я ещё ни в одной другой стране!» — восхищался Эвлия Челеби.

Параллельно существовало и другое название города, неофициальное. Русские офицеры, запорожские казаки, торговцы-славяне называли Гезлёв на свой лад — Козлов. Под этим именем он вошёл в русские былины да в украинские думы.

В апреле 1783 года Гезлёв, как и весь Крым, был присоединён к Российской империи. Прежнее татарское название было принципиально отброшено, а народный вариант — Козлов звучал не очень привлекательно. Поэтому летом 1787 года императрица Екатерина II, находясь в Крыму, переименовала город в Евпаторию — в честь упоминавшегося выше понтийского царя Митридата VI Евпатора. Новое имя прижилось не сразу, и город ещё долго по инерции продолжали называть Козловом.

С конца XVIII века, по сути, и начинается формирование Малого Иерусалима — наряду с мусульманскими мечетями, монастырями дервишей и архитектурными памятниками средневековой старины здесь стали появляться караимские, иудейские, православные храмы, возникли новые образцы городских усадеб. Восточный колорит перемешался с европейскими обычаями.

Евпатория

На рубеже Х1Х-ХХ веков город перешагнул границы средневекового Гезлёва и начал интенсивно развиваться в северо-западном направлении. Нас же интересует Малый Иерусалим, то есть сравнительно небольшая территория, ограниченная современными улицами Революции, Караева, Интернациональной и Дмитрия Ульянова. Средневековой части города сказочно повезло — она благополучно пережила революции, войны и оккупации, сохранила историко-архитектурные достопримечательности.

Подземелья Евпатории