Дороги особого назначения в Крыму

Многое видели на своем веку дороги Крыма. По ним ходили не только простые смертные, но и время от времени проезжали особо важные политические персоны, такие, как Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Леонид Брежнев и Михаил Горбачев.

Спасибо товарищу Сталину

Как известно, ключевой функцией Крыма в рамках «русского проекта» его освоения было пребывание в регионе первых лиц государства и их неформальное общение здесь с зарубежными коллегами. Интенсивность движения повышалась, и требовалось все больше усилий для обеспечения безопасного и беспрепятственного перемещения правительственного транспорта. Помимо чисто функциональной, его сопровождение играло и эстетическую роль — оно было своеобразным лицом власти. Менялись как транспортные средства, так и маршруты движения.

Так, в феврале 1945 г. глава правительства СССР Иосиф Сталин пересекал Крым в американском «паккарде». Перед ним двигались работники милиции на мотоциклах. Они по рации непрерывно сообщали о ситуации на дороге. В хвосте ехали автоматчики НКВД в грузовиках. Сталин спешил в Ливадийский дворец на встречу со своими британским и американским коллегами. Они приземлились на аэродроме Сак и ехали через Симферополь по такому маршруту: Евпаторийское шоссе — переулок Персиковый — улица КИМ, сворачивали на Перекопскую (ныне Гагарина) — бульвар Ленина — улицы Карла Маркса, Серова, Розы Люксембург — в пер. Совнаркомовский — на площадь Советскую — ул. Ленина. А дальше вниз по улицам Шмидта, Воровского, Алуштинской (теперь Беспалова) — на ялтинское шоссе. По всему пути следования полностью было перекрыто движение.

Хрущев на полуострове

Раскатывал по крымским дорогам и другой небезызвестный политический деятель — Никита Сергеевич Хрущев. Он имел обыкновение останавливаться у колхозных полей, беседовать с людьми, заезжать в райсоветы и райкомы партии. Однажды Хрущев даже проехал всю европейскую часть страны от Москвы до госдачи №1 в Крыму в Нижней Ореанде.

В начале 50-х годов была построена дорога Москва — Симферополь, а позже в связи с сооружением троллейбусной линии на Ялту и продолжение московской трассы — реконструированная улица Мичурина, ставшая после 1954 г. Киевской, и новая улица Ялтинская. Теперь высокие гости приземлялись в аэропорту Симферополь-Центральный. Рядом с основным («стеклянным») аэровокзалом еще с хрущевских времен действовал VIP-корпус, от которого колонна по каштановой аллее выруливала на улицу Мальченко, с нее поворачивала направо, на Евпаторийское шоссе, по которому и следовала до Молодежного. Потом спецавтомобили проезжали через железнодорожный переезд и выходили на московскую трассу у сельхоз-института, где имелся стационарный пост ГАИ. Далее двигались прямо по ул. Киевской, через площади Московскую и Куйбышева, мимо автовокзала и затем по Ялтинской. Нередко Хрущев сворачивал от площади Куйбышева вправо и останавливался в правительственной гостинице на ул. Богдана Хмельницкого, 16 (сейчас в этом здании находится Центр охраны материнства и детства). Здесь он проводил совещание с местным руководством.

Турист по фамилии Брежнев

Леонид Брежнев вначале тоже ездил по хрущевскому маршруту, но почти всегда безостановочно, а с 1980 года «пошел в обход»: не поворачивал в Молодежном, а следовал прямо до Мирного, где выходил на примыкающую слева объездную дорогу и огибал по ней город, попадая на Ялтинскую между остановками «Студенческий городок» и «Больничный городок». По наличию около студгородка офицеров милиции в парадной белой униформе симферопольцы определяли, скоро ли проследует глава СССР. В лесополосе, отделяющей Ялтинскую от Беспалова, на трансформаторной будке до сих пор сохранился металлический кожух от телефона милицейской спецсвязи. Брежнев вел себя на полуострове, как высокопоставленный экскурсант. Его поездки по краю носили не деловой, как у Хрущева, а туристическо-познавательный характер. Так, 22 июля 1979 года он посетил Феодосию, побывал в местах, где в годы войны шли ожесточенные бои, возложил цветы к памятникам погибшим и осмотрел старинные архитектурные памятники. На следующий год такого рода экскурсия была совершена в Севастополе.

Потом Брежнев самоустранился от инспекционных поездок по Крыму, и их стали осуществлять уже не союзные, а республиканские лидеры. Например, 4 июля 1981 года первый секретарь ЦК КП Украины В. В. Щербицкий встретил в VIP-зале аэропорта Симферополя Брежнева. Поздоровавшись с местными руководителями, тот отправился на госдачу «Нижняя Ореанда» по объездной дороге. А «хозяин» республики, проводив «гостя», отбыл в поездку по народно-хозяйственным объектам.

«Горбачев-штрассе»

Приход к власти Михаила Горбачева привел к изменению сложившегося маршрута движения. Горбачев только трижды воспользовался «Нижней Ореандой», доставшейся в наследство от Хрущева и Брежнева, и соответственно симферопольской объездной дорогой: в 1985-м, 1986-м и 1987 годах. Начиная с 1988 года он стал проводить лето на специально построенной даче «Заря» близ Фороса. Отныне «борт №1» приземлялся не в симферопольском аэропорту, а на военном аэродроме Бельбек — между Северной стороной и Качей. Колонна выезжала на дорогу Симферополь — Севастополь между Верхнесадовым и Мекензиевыми горами, двигалась через Инкерман, железнодорожные переезды, узкий мост над рекой Черной, сворачивала влево, на севастопольскую объездную дорогу, по которой попадала на шоссе, ведущее из Севастополя в Ялту. Дорога оказалась очень неудобной, поэтому стали строить шоссе, получившее в народе название «Горбачев-штрассе». Оно начиналось на кольцевой развязке около бывшего поста ГАИ в Мекензиевых горах и кончалось мостом над железнодорожной веткой в Балаклаву, которым соединялось с объездной дорогой. Завершить стройку до 1991 года не успели, поскольку трасса пролегала в аккурат по минному полю времен Второй мировой. Достроили дорогу только в 2002 г., уже при Леониде Кучме.

Экскурсионная программа энергичного Горбачева оказалась еще более скромной, чем у пожилого Брежнева. Известны только два выхода Михаила Сергеевича в народ. Один состоялся 4 августа 1985 года, еще с «Нижней Ореанды». Огромное количество сотрудников 9-го Главного управления КГБ из Москвы, их симферопольских коллег, а также местных милиционеров, переодетых «по гражданке», было выведено на центральные улицы Ялты, движение автотранспорта по ним перекрыли. В 19.00 Михаил Горбачев, его супруга Раиса Максимовна и их внучка Ксюша появились на главной площади города-курорта, между Центральным универмагом, горисполкомом и кинотеатром «Сатурн». Проведя бессодержательный разговор с зеваками-курортниками, чета Горбачевых прошла через подземный переход к памятнику Ульянову-Ленину, возложила цветы, продефилировала по Набережной до гастронома и там села в черные автомобили. Все шоу заняло 30 минут. Повторилось оно в 1988 году уже из «Зари», когда Горбачев совершил вылазку в Севастополь, где на площади Нахимова столь же бессодержательно беседовал о «перестройке» с любопытствующими.

Ни в Ялтинский, ни в Севастопольский горкомы партии и горисполкомы, ни в штаб ЧФ генсек не заглядывал. Это не способствовало росту авторитета Горбачева у партийного советского актива и военного командования. Вот почему во время событий августа 1991 г. руководство Крыма заняло выжидательную позицию, а тогдашний командующий ЧФ адмирал Михаил Хропонуло публично выступил с заявлением, что «перестройка зашла в тупик», тем самым фактически поддержав ГКЧП. Кстати, за что сразу после прихода к власти Ельцина и поплатился.

Дмитрий Синица, «»


Ссылки по теме:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

История ветроэнергетики в Крыму

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»