Симферопольскую шелковицу посадила императрица?

Шелковица в Симферополе
Царская особа и дерево! Да еще в медвежьем углу России, как тогда называли Крым. Конечно, Ливадия и Массандра к началу царствования последнего императора уже стали царскими резиденциями, но чтобы и Симферополь каким-то боком примазался... Все дело в том, что Крымский конный полк, казармы которого тогда находились на краю губернского центра, с 1909 года стал носить звание Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.

Эту историю (о наименовании полка) хорошо знают те, кто интересуется краеведением. Всем остальным в двух словах объясним, что Александра Федоровна любила благотворительность, помогала по мере сил сирым и убогим, а также шефствовала над несколькими воинскими частями. После взятия шефства над конным полком, состоящим в основном из крымских татар, Александра Федоровна из личных средств выделила 10 тысяч рублей на строительство мечети, а ее супруг Николай подарил несколько ковров (эти данные приводит «Военно-исторический журнал»). Судя по всему, на эти же деньги рядом с мечетью разбили сквер, что запечатлено на открытках того времени (к сожалению, открытки не датированы, а в справочной литературе указано: «после 1904 года»). Сохранились два почти идентичных варианта, цветной и черно-белый, с подписью: «Царская Роща с мечетью Драгунского Конного Полка».

Царская Роща с мечетью Драгунского Конного Полка в Симферополе

В коллекции симферопольца Александра Тютина — чернобелый вариант, плотная бумага на обратной стороне слегка пожелтела, но изображение сохранилось отменно. Им в том числе Александр Васильевич руководствовался, когда задался целью выяснить, где находилась Царская Роща и сохранилось ли что-либо от нее. Особенно его вдохновила информация о том, что весной 1912 года царственная семья посетила Конный полк и якобы императрица посадила шелковицу у входа в сквер.

(Читайте также: История разведения шелковицы в Крыму)

Сейчас Александр Васильевич уже не помнит, где именно он прочитал об этом. Но то, что 25 апреля Николай II с супругой и свитой побывал в Симферополе по пути в Ливадию — факт. По данным научного сотрудника Музея истории Симферополя Алексея Эйлера, в этот день после официальных приемов император отправился на освящение мечети в Царской Роще, которую назвали Валиде-Шериф («Мать народов»). Кстати, он и сам числился в списках Крымского конного полка имени своей супруги. По всей видимости, способствовала визиту и дата, так как 23 апреля считалось полковым праздником.

Александр Тютин показал нам ту шелковицу, она растет почти на углу улиц Калинина и Крейзера (панорама на Яндекс.Картах). По его предположению и в соответствии со старинной фотографией, вход в Царскую Рощу был слева от дерева, на его месте сейчас трансформаторная будка. Основная территория Конного полка занята воинской частью «А-1743». Там знают о том, что некоторые постройки на ее территории унаследованы от дореволюционных служивых, в том числе здание клуба, в котором было офицерское собрание. Его стены частично расположены вдоль ул. Калинина, и даже сохранился боковой вход, который сейчас забит. Наши современники пытались стесать и каменное крыльцо, но не осилили гранитные ступени, и одна из них хорошо видна на тротуаре вдоль стены. В части есть два музея, один — боевой славы 126-й Горловской дивизии, другой посвящен афганской войне. Нужно ли говорить, что ни один из них не хранит сведения столетней давности.

Интерес Александра Тютина к истории Симферополя никак не связан с профессиональной деятельностью (был наладчиком, потом милиционером, сейчас на пенсии), это, наверное, врожденная любознательность и хорошая память. Вот и воинскую часть на ул. Калинина хорошо помнит с детства.

— Мы в Тупом переулке жили и сюда мальчишками с начала 1950-х бегали на летнюю площадку смотреть кино, — рассказывает Александр Васильевич. — Потом сюда уже с женой приходил кино смотреть. Тут парады были, разводы воинские, с этого плаца я уходил в армию.

Александр Васильевич и сейчас живет поблизости, на ул. Павленко. Сохранились фотографии, сделанные в тридцатых годах с его двора, на них еще виден купол мечети Валиде-Шериф.

— А о мечети мне рассказывал дядя Петя, друг моего отца, он, кстати, до войны работал в редакции «Красного Крыма», — вспоминает старожил. — Он тоже туда бегал мальчишкой. А когда мечеть где-то в начале тридцатых разрушили, он один лист свинца, которым была крыта крыша, утянул домой. Увы, лист не сохранился.

Мы идем вдоль бетонного забора воинской части. Александр Васильевич показывает старую подпорную стенку, которая тянется рядом, возможно, и ей уже век, по крайней мере, камень тех времен и раствор, похоже, тоже.

А что же Александра Федоровна, действительно ли 40-летняя (на тот момент) дама, мать пятерых детей, сажала шелковицу? В ее жизнеописаниях отмечается, что императрица была необычайно трудолюбива, хотя имела слабое здоровье и больные ноги (отмечается в книге Н. Калинина и М. Земляниченко «Романовы и Крым»). Однако о садоводстве не упоминается, она много времени посвящала рукоделию. В честь 400-летия Дома Романовых в Крыму планируется выпустить сборник статей «Романовы и Крым» (уже два издания выходило, но об эпизоде с шелковицей в них ни слова). Туда войдут новые материалы, может быть, в нем мы найдем подтверждение гипотезе Александра Васильевича?

(Читайте также: Романовы и Симферополь)

И напоследок ботанический аргумент. Шелковица растет 150 лет и больше. Наше дерево на ул. Калинина по диаметру ствола (почти 80 см) и мощной кроне вполне может претендовать на свидетеля визита императорской семьи. Если так, то в Симферополе есть реальный царский символ.

Визиты царственных особ


Помимо Екатерины II, приезжавшей в Крым в 1787 году, полуостров посещали все последующие российские императоры, кроме Павла. Историк Алексей Эйлер приводит данные, когда венценосные особы приезжали именно в Симферополь.

Александр I был в 1817 и 1825 годах. В первый раз он жил в небольшом домике на территории немецкой колонии (сейчас это район медуниверситета), а затем в районе нынешней воинской части на ул. К. Маркса, 60. Николай I был несколько раз, в 1837 году вместе с сыном Александром и его учителем, поэтом Василием Жуковским. Гости остановились на загородной даче графа Михаила Воронцова (ныне — территория ботанического сада ТНУ). Поэт поселился у надворного советника Петрова (сейчас это дом № 13, ул. Жуковского).

Алена Попова, «Крымская газета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки