Форт Тотлебен — крепость-невидимка в Керчи
Форт Тотлебен — это, наверное, самая недооцененная крымская достопримечательность. Огромная крепость (площадь — более 400 гектаров), раскинулась на окраине Керчи. Километры подземных ходов, сотни казематов — и всего три тысячи туристов в год.
Крепости в привычном понимании этого слова нет. С берега военно-инженерная конструкция выглядит большим холмом — эдакой пирамидой, вырастающей из земли. Форт специально построен так, чтобы его нельзя было увидеть ни с суши, ни с моря. Крепость почти незаметна даже сверху, с воздуха. Некоторые даже называют ее подземной, хотя большая часть объекта — это наземные конструкции, просто после строительства их засыпали сверху многометровым слоем земли.
Читайте также: Золотой курган в Керчи
Рассчитывая самостоятельно разыскать крепость, мы безнадежно петляли вокруг нее, пока, наконец, не выяснили по телефону с администрацией Керченского историко-культурного заповедника маршрут и по старой разбитой извилистой дороге въехали на территорию исторического памятника.
Крепость «Керчь» считается самым крупным фортификационным сооружением в Крыму и одной из самых больших крепостей в Украине. Правда, более известно ее второе имя, полученное в честь создателя, основоположника русской фортификационной школы генерал-адъютанта Эдуарда Ивановича Тотлебена: форт Тотлебен. Под этим именем она известна на Западе.
Читайте также: Тайны керченских кладов
Крепость была построена во второй половине XIX века и должна была частично заменить Севастополь — он в то время лежал в руинах после Крымской войны. По условиям Парижского мира, Россия не могла восстанавливать военные объекты Севастополя — и поэтому в 1850-х годах на берегу пролива начали строить крепость «Керчь». Но 20 лет спустя, когда крепость была готова, Россия уже не обращала внимания на ограничения Парижского мира, Севастополь был восстановлен — и на тот момент новенький форт оказался не нужен.
В форте сравнительно чисто. В советские времена здесь располагались воинские склады с имуществом и боеприпасами Черноморского флота, позже — дисциплинарный батальон. После распада СССР армию начали сокращать, и в 2003 году крепость передали Керченскому историко-культурному заповеднику. Вскоре сотрудники музея отвоевали для защитницы пролива статус памятника национального значения.
Форт с расположенными внутри земляных валов казематами, пороховыми погребами, капонирами, крепостным рвом представляет собой почти непрерывную артиллерийскую позицию. Предполагалось, что крепость обрушит на противника, подступившего к Керченскому проливу, огонь 587 орудий — пушек, мортир и гаубиц.
В форт можно пройти по Лабораторной балке, перегороженной казематами крепостной лаборатории. В свое время в ней изготавливали патроны, гранаты, осветительные и боевые ракеты.
Путь к лаборатории проходит мимо цистерны для сбора и хранения дождевой воды.
— Она вмещает около миллиона литров, — замечает наш проводник, заведующий научно-исследовательским отделом «Крепость „Керчь“» Керченского историко-культурного заповедника, кандидат исторических наук Юрий Белик. — Эта цистерна функционирует с 1870-х годов и, как видите, до сих пор в рабочем состоянии. К началу мая в ней, по нашим оценкам, было 600–650 тысяч литров воды. Она наполняется самотеком — дождевой водой.
Ворота лаборатории — это продолговатая арка, дальше — однотипные помещения, отдаленно напоминающие современные гаражи. В них размещалось оборудование, используемое для подготовки снарядов к стрельбе.
По словам Белика, крепость строили из местного известняка — ракушечника — и кирпича. Большую часть кирпичей изготовили на Фанагорийском кирпичном заводе, расположенном на Таманском полуострове. Мощности завода не хватало, так что некоторые кирпичи везли из Европы. Для скрепления использовался известковый раствор.
— Местные говорят, что крепость сложена без раствора, но это ошибка, — пускается в рассуждения Юрий Белик. — Просто слой раствора очень тонкий — и в некоторых местах его не видно.
Миновав мост, а за ним еще одни ворота, попадаем в одну из крепостных казарм.
— После Великой Отечественной войны это помещение использовалось как химический склад (о чем до сих пор, кстати, напоминают сохранившиеся при входе инвентарные номера. — прим.). Заметьте, во всех жилых помещениях крепости есть вентиляция, — Юрий указывает на внушительных размеров отверстие, зияющее наверху и прикрытое металлической сеткой.
Продвигаясь по галерее, замечаем ряд полуарок.
— Это так называемые аркбутаны — они служили распоркой, компенсировали давление внешних стен, — комментирует историк. — Крепость была достаточно дорогой «игрушкой», к началу 70-х годов XIX века Российская империя потратила на нее 15 миллионов рублей. Такая колоссальная сумма была потрачена, чтобы предусмотреть много бытовых тонких моментов, связанных с обслуживанием крепости — сокращением переходов, созданием подземных переходов — потернов, и так далее. А в целом в строительство вложили наверняка намного больше. Сколько именно, это историкам еще предстоит выяснить. Данный вопрос к настоящему времени еще мало изучен.
Для сравнения: в начале 1860-х годов в строительство железной дороги протяженностью 70 км, связавшей Москву и Сергиев Посад, русский купец Иван Мамонтов, отец известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, вложил 460 тысяч рублей.
— В 70—80-х годах, когда в крепости хранили боеприпасы для авиации Черноморского флота, здесь создали новые виды складов, в том числе бронированные хранилища для реактивных снарядов, такие как это — под номером одиннадцать, — рассказывает Юрий, подводя нас к металлической двери внушительных размеров. — А сейчас мне потребуется ваша помощь, сам я эту дверь не открою.
Навалившись втроем, открываем трехметровую створку покрытых ржавчиной ворот. Проникающий внутрь солнечный свет касается металлических конструкций, которые, точно плющ, обвивают стены помещения.
— Когда-то здесь был стальной пол, — продолжает Юрий. — А стеллажи — это сборная конструкция, они состоят из относительно маленьких секций. Существует легенда, что в крепости базировались маленькие подводные лодки — они якобы заплывали сюда под покровом ночи. Потом одну из них порезали на кусочки, которые и стали основой этой конструкции. Но это, конечно, просто красивая фантазия. Даже богатое советское государство вряд ли могло бы разрезать подлодку, чтобы потом использовать как хранилище.
Более 60 лет тому назад в самой высокой точке форта установили так называемый триангуляционный знак, знаменующий собой географическую границу нашего региона. Без особых усилий взобравшись на пологий холм, щурим глаза от солнца и ветра, всматриваемся в даль.
— Мы на границе Европы и Азии, — Юрий широким жестом обводит панораму. — Во всем мире есть лишь несколько таких мест: Босфор, Гибралтар, да еще Суэцкий канал, через который можно обозревать Азию из Африки. Керченская крепость — уникальна и со временем обязательно станет востребованным музеем.
Форт Тотлебен должен был стать одной из трех керченских крепостей. Одну из них даже начали возводить, но так и бросили, — рассказывает Юрий Белик. — Фундаменты укреплений начали укладывать в районе горы Митридат. По легенде, которая, впрочем, имеет под собой вполне реальные основания, местная интеллигенция обратилась к военному ведомству и царю с просьбой отказаться от строительства, дабы сохранить уникальный памятник античности, столицу Боспорского царства Пантикапей. И к ней, представьте, прислушались...
В Украине есть еще одна построенная приблизительно в одно время с «Керчью» крепость, которая не принимала прямого участия в военных действиях. Это Киевская крепость, построенная на высоком берегу Днепра недалеко от Киево-Печерской лавры. Потеряв стратегическое значение в конце XIX века, она использовалась для нужд армии (штабы, склады, казармы), а также как место заключения. Сегодня некоторые здания восстановлены и в них работает музей Киевской крепости, некоторые до сих пор используются как военные склады. Примечательно, что в состав Киевской крепости входил Лысогорский форт, сооруженный в 1872 году по проекту все того же Эдуарда Тотлебена.
За рубежом одной из самых знаменитых крепостей, не принимавших прямого участия в военных действиях, является парижская Бастилия. Бастион, возведенный на восточной окраине города в 1370 году, состоял из восьми башен, соединенных толстыми восьмиметровыми стенами. Крепость окружал земляной ров шириной 25 метров и глубиной восемь метров. К началу XVII века Бастилия утратила военное значение — и кардинал Ришелье, известный нам по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетера», решил превратить ее в тюрьму.
Крепости в привычном понимании этого слова нет. С берега военно-инженерная конструкция выглядит большим холмом — эдакой пирамидой, вырастающей из земли. Форт специально построен так, чтобы его нельзя было увидеть ни с суши, ни с моря. Крепость почти незаметна даже сверху, с воздуха. Некоторые даже называют ее подземной, хотя большая часть объекта — это наземные конструкции, просто после строительства их засыпали сверху многометровым слоем земли.
Читайте также: Золотой курган в Керчи
Рассчитывая самостоятельно разыскать крепость, мы безнадежно петляли вокруг нее, пока, наконец, не выяснили по телефону с администрацией Керченского историко-культурного заповедника маршрут и по старой разбитой извилистой дороге въехали на территорию исторического памятника.
Крепость «Керчь» считается самым крупным фортификационным сооружением в Крыму и одной из самых больших крепостей в Украине. Правда, более известно ее второе имя, полученное в честь создателя, основоположника русской фортификационной школы генерал-адъютанта Эдуарда Ивановича Тотлебена: форт Тотлебен. Под этим именем она известна на Западе.
Читайте также: Тайны керченских кладов
Крепость была построена во второй половине XIX века и должна была частично заменить Севастополь — он в то время лежал в руинах после Крымской войны. По условиям Парижского мира, Россия не могла восстанавливать военные объекты Севастополя — и поэтому в 1850-х годах на берегу пролива начали строить крепость «Керчь». Но 20 лет спустя, когда крепость была готова, Россия уже не обращала внимания на ограничения Парижского мира, Севастополь был восстановлен — и на тот момент новенький форт оказался не нужен.
В форте сравнительно чисто. В советские времена здесь располагались воинские склады с имуществом и боеприпасами Черноморского флота, позже — дисциплинарный батальон. После распада СССР армию начали сокращать, и в 2003 году крепость передали Керченскому историко-культурному заповеднику. Вскоре сотрудники музея отвоевали для защитницы пролива статус памятника национального значения.
Шесть сотен пушек на страже пролива
Форт с расположенными внутри земляных валов казематами, пороховыми погребами, капонирами, крепостным рвом представляет собой почти непрерывную артиллерийскую позицию. Предполагалось, что крепость обрушит на противника, подступившего к Керченскому проливу, огонь 587 орудий — пушек, мортир и гаубиц.
В форт можно пройти по Лабораторной балке, перегороженной казематами крепостной лаборатории. В свое время в ней изготавливали патроны, гранаты, осветительные и боевые ракеты.
Путь к лаборатории проходит мимо цистерны для сбора и хранения дождевой воды.
— Она вмещает около миллиона литров, — замечает наш проводник, заведующий научно-исследовательским отделом «Крепость „Керчь“» Керченского историко-культурного заповедника, кандидат исторических наук Юрий Белик. — Эта цистерна функционирует с 1870-х годов и, как видите, до сих пор в рабочем состоянии. К началу мая в ней, по нашим оценкам, было 600–650 тысяч литров воды. Она наполняется самотеком — дождевой водой.
Ворота лаборатории — это продолговатая арка, дальше — однотипные помещения, отдаленно напоминающие современные гаражи. В них размещалось оборудование, используемое для подготовки снарядов к стрельбе.
По словам Белика, крепость строили из местного известняка — ракушечника — и кирпича. Большую часть кирпичей изготовили на Фанагорийском кирпичном заводе, расположенном на Таманском полуострове. Мощности завода не хватало, так что некоторые кирпичи везли из Европы. Для скрепления использовался известковый раствор.
— Местные говорят, что крепость сложена без раствора, но это ошибка, — пускается в рассуждения Юрий Белик. — Просто слой раствора очень тонкий — и в некоторых местах его не видно.
Все условия для выполнения долга
Миновав мост, а за ним еще одни ворота, попадаем в одну из крепостных казарм.
— После Великой Отечественной войны это помещение использовалось как химический склад (о чем до сих пор, кстати, напоминают сохранившиеся при входе инвентарные номера. — прим.). Заметьте, во всех жилых помещениях крепости есть вентиляция, — Юрий указывает на внушительных размеров отверстие, зияющее наверху и прикрытое металлической сеткой.
Продвигаясь по галерее, замечаем ряд полуарок.
— Это так называемые аркбутаны — они служили распоркой, компенсировали давление внешних стен, — комментирует историк. — Крепость была достаточно дорогой «игрушкой», к началу 70-х годов XIX века Российская империя потратила на нее 15 миллионов рублей. Такая колоссальная сумма была потрачена, чтобы предусмотреть много бытовых тонких моментов, связанных с обслуживанием крепости — сокращением переходов, созданием подземных переходов — потернов, и так далее. А в целом в строительство вложили наверняка намного больше. Сколько именно, это историкам еще предстоит выяснить. Данный вопрос к настоящему времени еще мало изучен.
Для сравнения: в начале 1860-х годов в строительство железной дороги протяженностью 70 км, связавшей Москву и Сергиев Посад, русский купец Иван Мамонтов, отец известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, вложил 460 тысяч рублей.
Хранилище-«подлодка»
— В 70—80-х годах, когда в крепости хранили боеприпасы для авиации Черноморского флота, здесь создали новые виды складов, в том числе бронированные хранилища для реактивных снарядов, такие как это — под номером одиннадцать, — рассказывает Юрий, подводя нас к металлической двери внушительных размеров. — А сейчас мне потребуется ваша помощь, сам я эту дверь не открою.
Навалившись втроем, открываем трехметровую створку покрытых ржавчиной ворот. Проникающий внутрь солнечный свет касается металлических конструкций, которые, точно плющ, обвивают стены помещения.
— Когда-то здесь был стальной пол, — продолжает Юрий. — А стеллажи — это сборная конструкция, они состоят из относительно маленьких секций. Существует легенда, что в крепости базировались маленькие подводные лодки — они якобы заплывали сюда под покровом ночи. Потом одну из них порезали на кусочки, которые и стали основой этой конструкции. Но это, конечно, просто красивая фантазия. Даже богатое советское государство вряд ли могло бы разрезать подлодку, чтобы потом использовать как хранилище.
На границе цивилизаций
Более 60 лет тому назад в самой высокой точке форта установили так называемый триангуляционный знак, знаменующий собой географическую границу нашего региона. Без особых усилий взобравшись на пологий холм, щурим глаза от солнца и ветра, всматриваемся в даль.
— Мы на границе Европы и Азии, — Юрий широким жестом обводит панораму. — Во всем мире есть лишь несколько таких мест: Босфор, Гибралтар, да еще Суэцкий канал, через который можно обозревать Азию из Африки. Керченская крепость — уникальна и со временем обязательно станет востребованным музеем.
Нерожденные близнецы
Форт Тотлебен должен был стать одной из трех керченских крепостей. Одну из них даже начали возводить, но так и бросили, — рассказывает Юрий Белик. — Фундаменты укреплений начали укладывать в районе горы Митридат. По легенде, которая, впрочем, имеет под собой вполне реальные основания, местная интеллигенция обратилась к военному ведомству и царю с просьбой отказаться от строительства, дабы сохранить уникальный памятник античности, столицу Боспорского царства Пантикапей. И к ней, представьте, прислушались...
«Мирные» крепости
В Украине есть еще одна построенная приблизительно в одно время с «Керчью» крепость, которая не принимала прямого участия в военных действиях. Это Киевская крепость, построенная на высоком берегу Днепра недалеко от Киево-Печерской лавры. Потеряв стратегическое значение в конце XIX века, она использовалась для нужд армии (штабы, склады, казармы), а также как место заключения. Сегодня некоторые здания восстановлены и в них работает музей Киевской крепости, некоторые до сих пор используются как военные склады. Примечательно, что в состав Киевской крепости входил Лысогорский форт, сооруженный в 1872 году по проекту все того же Эдуарда Тотлебена.
За рубежом одной из самых знаменитых крепостей, не принимавших прямого участия в военных действиях, является парижская Бастилия. Бастион, возведенный на восточной окраине города в 1370 году, состоял из восьми башен, соединенных толстыми восьмиметровыми стенами. Крепость окружал земляной ров шириной 25 метров и глубиной восемь метров. К началу XVII века Бастилия утратила военное значение — и кардинал Ришелье, известный нам по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетера», решил превратить ее в тюрьму.
Интересные факты
- Длина сухопутной границы форта — более 3 километров, морской — около 4 километров.
- На территории крепости располагается более 150 объектов, в том числе казармы, пороховые погреба, санузлы (нужники), столовые, кухни, подземные тоннели, колодцы. Изначально в крепости насчитывалось около 20 ворот.
- В царской России было шесть крепостей первого класса. Керченская крепость сохранилась лучше всего.
Алексей Вакуленко, «Республика»
Читайте также: