Древний Старый Крым

Привычная запылённость этого городка в Кировском районе, его «похожесть на деревню», по словам поэтессы Юлии Друниной, базарная сутолока в первой половине дня, тишина послеобеденная никак не вяжутся с его историей. В ней многое известно — от партизанских событий Великой Отечественной до дыхания Великой степи, когда наш городок был столицей местного улуса монголо-татар. Но есть у населённого пункта и более древняя история.

Раскопки в Старом Крыму

Неширокий постамент из белого мрамора (сохранилась лишь половина) длиной полтора метра. На нём — надпись из 17 строк, некоторые из них совершенно стёрлись. Камень обнаружен в 1895 году в фундаменте жилого дома. Юлиан Кулаковский, первый издатель надписи, считал, что прежде чем попасть в фундамент, камень был ещё на что-то использован. Важно отметить, что в Старом Крыму камень какой-нибудь ограды мог быть древней надмогильной плитой, а на древней кладке — вырасти современные дома. Для нашего городка с тысячелетней историей это весьма характерно.

(Читайте также: История Старого Крыма)

Надпись звучит в русском переводе так:

В добрый час. Происходящего от предков — царей, великого царя Тиберия Юлия Рескупорида, сына царя Савромата, друга цезаря и друга римлян благочестивого. М. Аврелий Mapкиан Амнний, первый архонт блистательнейшего города прусийцев, что у Гипин... своего спасителя и благодетеля в 519 году, в месяце лое.

Названный здесь боспорский царь Рескупорид Третий правил в 210–226 годах. Ко времени правления его относится и надпись, начертанная в 223 году под его статуей, поставленной гражданами малоазийского города Прусы через своих послов, одним из которых и был Марк Аврелий Маркиан Амнний. Город существует и ныне, только название чуть изменилось. Бурса — крупный город на северо-западе Анатолии, четвёртый по величине в Турции после Стамбула, Анкары и Измира и административный центр одноимённого ила (то есть области).

В связи с большим влиянием савроматов на землях Скифии некоторые цари античного Боспорского (Приазовского) царства в первые века нашей эры гордо носили имя Савромат. Савроматы — это кочевые племена, близкие скифам Северного Причерноморья и сако-массагетскому миру Средней Азии, жившие в VI–IV веках до нашей эры на территории Нижнего Поволжья и на Дону. С конца V века до н. э. племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. Позже у савроматов сложились новые союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с Волги. Начиная с III века до н. э., эти племенные группы выступали под общим названием сарматов. И на грани эр на территории современного Крыма произошли изменения. На арену письменной истории вышли новые народы, а в Таврике появились имперские легионы великого Рима.

Вот сын Савромата II и его наследник Рескупорид уже считался и царём тавроскифов. По примеру римских и персидских властителей боспорские владыки принимали пышные титулы — «царь великий», «царь царей». Царское окружение составляли аристополиты (аристократы-бояре). Города и области царства получали наместников. Уровень экономики был достаточно высок. Развивались товарно-денежные отношения, чеканились свои монеты. Товары поступали из отдалённых стран Европы, Африки и Азии, куда попадали и крымские изделия. Достаточно развитым было сельское хозяйство, зиждившееся на выращивании зерновых.

И на этой основе активизировалась геополитика. После длительных войн, разорений и опустошений положение на Боспоре стабилизируется. Начался период нового расцвета, охвативший I — начало III в. н. э. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престол своих приверженцев, держал там свои войска. И всё же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме.

С конца I века Рим всё больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде и Савромате строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II боспорский флот очищает от пиратов южные берега Чёрного моря. Совместные военные действия с соседями должны были усилить независимость Боспора от Рима.

Юлиан Кулаковский следующим образом определил значение не только самого текста, но и тогдашней «геополитики» (хотя тогда даже понятия такого не было):

Как ни скудно само по себе содержание этого текста, но в нём дан нам факт совершенно новый и в высшей степени интересный. На основании свидетельства этой надписи мы вправе утверждать, что на территории Старого Крыма существовало в первые века нашей эры городское поселение, входившее в пределы Боспорского царства, и далее, что этот город был в те времена торговым центром, в котором имели свои интересы обитатели малоазиатских городов, находившиеся в живых торговых сношениях с северным побережьем Чёрного моря... Наша надпись позволяет отодвинуть границу (Боспорского царства) к западу от Феодосии настолько, чтобы она захватывала территорию Старого Крыма.

Весьма вероятно, что территория Старого Крыма оказалась в составе владений Боспора в результате событий, имевших место при Савромате II, когда Боспору удалось, победив скифов в 193 году, овладеть территорией всего скифского государства, а одновременно и территорией Таврики, т. е. горной части Крыма, присоединённой к Боспору. Но это был рассвет перед закатом. Уже зрели дрожжи пассионарности в глубинах Азии и Европы, и совсем скоро — лет через сто — к благословенным берегам устремятся народы и племена — готы и гунны, аланы, то есть те, кого привычно называют варварами. Но варварская история наших мест совершенно туманна. Как, впрочем, не всё ясно и с боспорской. Наверное, если бы не упомянутый обелиск, то и о ней мало что было бы известно.

По всему видно, что район Старого Крыма был заселён ещё в эпоху неолита (нового каменного века), известны в округе курганы эпохи бронзы, затем здесь существовали поселения кизил-кобинской культуры, тавров, скифов. Это уже эпоха раннего железного века. Она хорошо прослеживается археологически в окрестностях города. Так, на горном массиве Агармыша раскопано раннескифское поселение, а чуть ближе к городу — позднескифское городище. Предположительно это поселение называлось Кареа или Кареон. Птолемей, древнегреческий географ, упоминает эти места под именем Таз. Однако все попытки локализовать на месте Старого Крыма эти города, сведения о которых туманны, а местоположение неясно, — довольно проблематичная задача. Но о древней истории наших мест знать полезно. А может, ещё где-то в куче камней или в стене дома есть письменные следы той эпохи?

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Софья Перовская: история казненной революционерки