Дом Сергеева-Ценского в Алуште

«Богатырь нашей литературы» — так Михаил Шолохов назвал выдающегося русского писателя, академика, лауреата Государственной премии СССР Сергея Сергеева-Ценского. Автора эпопей «Севастопольская страда», «Преображение России» и других произведений, пользовавшихся популярностью у читателей, вызывавших восхищение коллег.

Дом Сергеева-Ценского в Алуште

Современников поражало дарование писателя, о котором Максим Горький написал в предисловии к переводу на венгерский язык романа «Валя»:
В лице Сергеева-Ценского русская литература имеет одного из блестящих продолжателей колоссальной работы её классиков — Толстого, Гоголя, Достоевского, Лескова.

А в письме Сергееву-Ценскому Алексей Максимович назвал его «властелином словесных тайн, проницательным духовидцем». Пятьдесят лет назад в Алуште, в доме на склоне Орлиной горы, откуда весь город, как на ладони, был открыт литературно-мемориальный музей. Этот дом, построенный литератором по собственному проекту в 1906 году, давал приют многим, в том числе выдающемуся русскому писателю Ивану Шмелёву.

Дом Сергеева-Ценского в Алуште

Пройдёмся вместе с директором музея Валерием Цыганником по усадьбе, по скрипучим половицам уютного здания, утопающего в зелени, укрытого от палящего солнца развесистыми кронами деревьев, посаженных руками хозяина, любившего в минуты отдыха покопаться в земле.

После короткого подъёма на Орлиную (при Сергееве-Ценском Хурда-Тарлы) из солнечных объятий попадаешь в живительную тень кипарисовой аллеи и с первых шагов начинаешь ощущать атмосферу, в которой жил писатель, улавливать дух былого, вспоминая слова хозяина усадьбы: «Зато у нас тут, на вышке, воздух — первого получения, как а-на-нас!».

А впереди — безбрежность самого синего в мире моря, заключённого в объятия горной гряды. С Орлиной хорошо просматривается Кастель, отдельные вершины Бабуган-яйлы. Мы стоим на том месте, где при писателе была беседка, в которой Сергей Николаевич уединялся, обдумывая новый замысел, любуясь величественной панорамой. На этом месте, по его завещанию, писателя похоронили:
...На той земле, которую я сам
Копал киркой и штыковой лопатой,
Вблизи моей укромной мастерской,
Построенной назад тому с полвека.
Здесь, на горе, где слышен шум морской...

Над могилой установлен памятник из цельной глыбы крымского диабаза, высеченный гурзуфским каменотёсом Николаем Качановым по авторскому проекту скульптора Нины Петровой.

Отсюда по каменным плитам дорожки проходим к дому, окружённому густыми кустами сирени, стволами белой и ленкоранской акаций. У крыльца, во всю длину веранды — клумба с розами, астрами, георгинами. Весной здесь царствует ароматный гиацинт, любимый Ценским «цветок душистый и голубоокий».

Сразу за порогом — просторная, длинная, обращённая окнами к югу веранда.

Дом Сергеева-Ценского в Алуште

— Посетивший в 1906 году Сергея Николаевича Александр Куприн окрестил веранду «шагальней», — рассказывает Валерий Цыганник. — И это название прочно закрепилась за помещением, по которому писатель вышагивал, думая, разговаривая с гостями.

А недостатка в них не было. Здесь звучали голоса Куприна, Новикова-Прибоя, Тренёва, Маршака, Чуковского, Первенцева, Поповкина и многих других видных литераторов. Здесь все вещи мемориальные: и кресло-качалка, и ажурный металлический столик, и плетёные кресла и стулья.

— Мы видим дом таким, как был при знаменитом хозяине?

— Таким, каким он был после восстановления и расширения. До Великой Отечественной войны в доме были только южная веранда, кабинет, столовая и спальня. Но он был разрушен, и вернувшемуся из эвакуации Сергею Николаевичу пришлось его восстановить по старому собственному проекту. После реконструкции появились библиотека, гостиная, небольшая кухня, а также западная и восточная веранды. Тогда же в кабинете, рядом с голландской печкой, встроили нишу для кровати. Кстати, будильник на тумбочке в изголовье показывает время кончины писателя — 8 часов 05 минут (вечера).

— Надо заметить, обстановка в доме весьма скромная. А ведь академик, лауреат мог себе позволить многое.

— Роскошь никогда не привлекала его. Сергей Николаевич писал в автобиографии: «Я всю жизнь стремился к приобретению тех или иных знаний, но не к материальному обеспечению». Что он приобретал постоянно и в большом количестве, так это книги. Поэтому шкафы стоят не только в комнате-библиотеке, а повсюду.

— Сколько же книг он собрал?

— До войны было свыше десяти тысяч томов. Вернувшись в разрушенную усадьбу, писатель с большим трудом нашёл около трёх тысяч. Сейчас в библиотеке писателя более двенадцати тысяч книг, журналов, газет. Среди редких — указы Петра I, книги о войне 1812 года, подборка о Крымской войне 1853–1856 годов, в которой более семидесяти наименований. Около двухсот книг — с автографами авторов.

Сердце музея


Пройдя по мемориальным комнатам, посетители попадают в сердце музея — литературную часть. Экспозиция, разместившаяся на западной и восточной верандах, знакомит с жизнью и творчеством писателя. Здесь они узнают его настоящую фамилию — Сергеев. Псевдоним «Ценский» — дань любви родной тамбовской земле, реке Цне, на берегах которой прошло его детство. О его родителях известно мало. Отец, Николай Сергеевич, принимал участие в героической обороне Севастополя, был тяжело ранен. После выхода в отставку учительствовал в земской школе. Мать, Наталья Ильинична, — терская казачка. Отец был большим любителем чтения, что повлияло на Серёжу, воспитанного на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из которых будущий писатель выучил наизусть. В семь лет он сам стал сочинять стихи. Судьба была сурова к юноше. Он рано остался без родителей. Окончив с медалью учительский институт, преподавал в том числе и в разных городах Украины, а также в Прибалтике и в России. Талант его расцвёл в Алуште, где поселился в конце 1905 года после увольнения из армии за «политическую неблагонадёжность». Здесь писательский труд стал его основным занятием. Больше всего привлекала историческая тема. Он писал пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове и Гоголе. В Малой советской энциклопедии (1930 г.) о его творчестве тех лет написано:
...Неприятие пролетарской диктатуры искажает перспективу и парализует у писателя здоровое восприятие современности. С.-Ц. даёт картины разрушения и гибели культуры („Павлин“). Временами С.-Ц. говорит совершенно контрреволюционным языком, скрытно, но злобно.

Со временем взгляды писателя изменились, повлияв и на его творчество.

В 1937–1939 годах он работал над романом о Крымской войне 1853–1856 годов «Севастопольская страда». Это объёмное художественное полотно, насчитывающее более 350 индивидуализированных действующих лиц и воссоздающее ход событий обороны Севастополя. За него автор получил в марте 1941 года Государственную премию СССР.

В память о выдающемся писателе музей вот уже четырнадцать лет проводит детский творческий конкурс «В мечтах и наяву с землёю Крыма...», в котором участвуют талантливые школьники со всего Крыма. На протяжении многих лет успешно осуществляется программа «Музей-школа», для детей проводятся игровые экскурсии.

В юбилейных торжествах в Алуште приняла участие делегация из Тамбовской области, где три года назад при поддержке алуштинцев был открыт музей писателя. К юбилею музея изданы неопубликованные детские стихи С. Н. Сергеева-Ценского, проиллюстрированные молодой евпаторийской художницей Екатериной Карпушкиной.

Музей Сергеева-Ценского — единственный в Крыму, в котором созданы ещё два отдела: Дом-музей академика архитектуры А. Н. Бекетова и литературный музей И. С. Шмелёва. Триединство структуры музея, комплекс старинных усадеб Профессорского уголка дают возможность развивать региональные и международные программы. Среди них — Шмелёвские международные чтения, архитектурные Бекетовские ассамблеи в Харькове и в Алуште.

В прошлом году музей стал членом международной ассоциации музыкальных музеев и принял участие в международном проекте: «Интермузей в международном пространстве».

Алуштинцы проводят совместные мероприятия с Российским фондом культуры, с Музеем-усадьбой С. В. Рахманинова «Ивановка» — конференции, «круглые столы», подготовку изданий по творчеству Сергеева-Ценского.

* * *

Сергеев-ЦенскийСергеев-Ценский признавался в особом отношении к Алуште:
Вторая родина моя -
Алушты край уединённый...
Полвека здесь я, в ширь влюблённый,
Читаю книгу бытия.


* * *

Сергеев-Ценский о себе: «Из меня получился художник-красочник, пейзажист, в чём и заключается моё своеобразие».

* * *

В центре Алушты в 1966 году установлен памятник Сергееву-Ценскому скульптора Н. В. Томского. Воздвигнут памятник и в Тамбове. Именем писателя названы улицы в Алуште, Симферополе, Севастополе и Тамбове.

* * *

Главное произведение С. Н. Сергеева-Ценского — незавершённая многотомная эпопея «Преображение России», которой писатель отдал 45 лет жизни c 1914-го по 1958 годы. В неё вошли 17 романов, 3 повести и 2 этюда. Эпопея отразила жизнь дореволюционного русского общества, события Первой мировой войны, февральской революции 1917 года, Гражданской войны.

* * *

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский скончался в Алуште 3 декабря 1958 года на 84-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни. В некрологе, опубликованном в «Правде», говорилось: «Умер старейший, выдающийся писатель, академик Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, перед могучим нестареющим русским талантом которого благодарно склоняют головы миллионы отзывчивых советских читателей».

Людмила Обуховская, «Крымская Правда»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки