История симферопольского велотрека
Наверное, мало кто из крымских поклонников спорта знает, что одним из самых «древних» спортивных сооружений в Симферополе является велотрек. На начало 1890-х годов в Симферополе было уже немало поклонников этого нового зрелищного и захватывающего вида спорта, а потому быстро нашелся и меценат — Голова земской управы Серебряков. Именно благодаря его помощи в то время на околице города началось строительство велотрека.
Автор фото — Александр Джулай
Конечно, арена циклодрома (именно так в то время назывались треки) была мало похожа на привычные для нас трековые сооружения. Это было узкое бетонированное полотно, не лучшего качества, слегка с наклоненными виражами, без барьеров и трибун для зрителей.
Велотрек был построен в июне 1894 года. На его открытии собралось очень много зрителей, ведь гонщики на велосипедах по арене были для симферопольцев новинкой. Большинство участников соревнований выступали на самодельных машинах, изготовленных из водопроводных труб да различного металлолома. Правда, в частных магазинах можно было купить гоночный велосипед английского и немецкого изготовления, эта желанная покупка стоила375–400 рублей, что было по карману лишь состоятельным людям. Самодельная машина весила добрых два–три десятка килограммов. Несмотря на все это, симферопольские любители велоспорта вскоре завоевали славу первых гонщиков. Особенно выделялись среди них: Григорий Куличенко, братья Андрей и Александр Новицкие, Филиппович, Ламброзов, которые успешно соперничали с такими приезжими знаменитостями, как одессит Уточкин, москвич Бутылкин, петербуржец Краев. Крымчан не раз приглашали на соревнования в разные города, за их выступлениями следила пресса.
Однажды Григорий Куличенко не завоевал в Петербурге ожидаемой специалистами победы, и в журнале «Спорт» появились такие посвященные симферопольцу стихи:
После бурных лет революции и гражданских войн симферопольский трек долго находился в плачевном состоянии. Лишь в 1955 году начались его реконструкция и переоборудование. Взялся за это житель нашего города, спортсмен и энтузиаст Яков Раскин — мастер спорта по тяжелой атлетике, заслуженный тренер Украины, судья международной категории, член президиума Федерации тяжелой атлетики Украины. Именно ему, бывшему фронтовику, а в то время председателю областного совета ДСО «Буревестник», принадлежала идея строительства нового велотрека.
Рассказывает Я. Д. Раскин:
Одним из первых лиц Симферопольского велотрека стал Василий Работягов. Он жил рядом и каждые5–7 дней заглядывал туда, особенно когда проводились международные и всесоюзные соревнования. В 1948 году из болельщика и наблюдателя он стал спортсменом. Сама судьба привела его, 17-летнего юношу, на велотрек. И в этот же год он завоевал третье место на всесоюзных соревнованиях. А 4 года спустя вошел в Олимпийскую сборную СССР. Василия отличали техническое мастерство и сильный финишный рывок. Бухарест, Будапешт, Хельсинки, Варшава, Франция — где только Василий Афанасьевич не занимал призовых мест! Вернувшись домой на тренерскую работу, он воспитал плеяду замечательных спортсменов и его по праву назвали Патриархом велосипедного спорта Крыма.
Станислав Мартынов возглавляет гонку на симферопольском велотреке. 1957 г.
Станислав Мартынов, мастер спорта по велоспорту и мотоспорту СССР, тоже был учеником Василия Работягова. Когда в период безудержной приватизации современные «купцы» решили превратить велотрек в очередную базарную площадь и начали заставлять его торговыми лотками, Станислав Георгиевич буквально лег на велодорожки, как на рельсы. Стал бомбить протестами, письмами, обивать пороги властей автономии и Симферополя, собирал подписи спортсменов, и застройка велотрека прекратилась.
***
В октябре 2007 года в Симферополе презентовали проект строительства современного спортивного комплекса, который предполагается разместить на улице Маяковского — на месте нынешнего велотрека. Но и тут что-то пошло не так, и проект был практически заморожен на целых два года.
Лишь в2009-м в столице Крыма началась подготовка к сооружению спортивного комплекса с пятизвездочным отелем на месте старого велотрека. Инвестором данного проекта стала крымская корпорация ТЭС, Заказчиком — ООО «Спортивное общество „Симферопольский велотрек“», а генеральным подрядчиком — ООО «Строительная компания „Крымбилдинг“». Объект решили сдать в эксплуатацию через 2,5 года. В то время вице-президент корпорации ТЭС Сергей Бейм заявил, что комплекс будет представлять собой трехэтажное сооружение. В его состав войдут современный велотрек с трибунами для зрителей на 2,5 тысячи посадочных мест, восемь залов для занятий различными видами спорта, технические и служебные помещения. В цокольном этаже здания предполагалось разместить паркинг. Также было заявлено, что в комплексе будет размещен SPA-центр, торгово-развлекательная зона, отельные номера, категории люкс, полулюкс и стандарт. Инвестиционная стоимость проекта должна была составить около 60 млн долларов.
20 мая 2009 года в Симферополе даже торжественно заложили капсулу с письмом потомкам в первый кубометр бетона на месте будущего спортивного комплекса. Мероприятие состоялось при большом скоплении публики. В церемонии участвовали первые лица автономии.
Проект за это время претерпел некоторых изменений. Из трехуровневого он стал четырехуровневым. Паркинг на 152 авто, который предполагалось сделать подземным, из-за сложных геологических условий решили построить на первом этаже. На втором этаже запроектированы спортивные залы, в которых будут заниматься греко-римской борьбой, самбо, каратэ, боксом, хореографией и ритмической гимнастикой. На третьем этаже будут расположены фойе для зрителей, кафе, раздевалки команд, тренерская, помещение для хранения велосипедов, гримерные, инвентарные, медико-реабилитационный центр для спортсменов и торговый зал. На последнем четвертом этаже будут запроектированы велотрек второй категории — для чемпионатов международного уровня (он мог бы быть и1-ой категории — для олимпийских соревнований, но вряд ли у нас они когда-нибудь будут проводиться, да и для этого, по требованию международной комиссии по велоспорту-UCI, нужно было бы сделать 4 тысячи зрительских мест, а у нас их будет 2 тысячи). Сам трек будет изготовлен из высококачественных пород дерева, по самым последним международным стандартам и более того, проектировать, изготавливать и монтировать его будет немец Ральф Шурман — из династии лучших в Европе специалистов в этой области (они спроектировали и смонтировали уже более 120 велотреков по всему миру). Рядом с велотреком предусмотрен гостиничный комплекс. Это будет 20-этажное здание, в котором на на 2 и 3 этажах будет размещен SPA-центр, на 4-м будут рестораны, а на 5 этаже — кинотеатр, ночной клуб и конференц-зал. На 7–18 этажах будут располагаться одно-, двухместные номера (их будет 216).
Инвестиционная стоимость проекта должна была составить около 60 млн долларов, но уже возросла до 80. Может быть, эта цифра еще увеличится.
Новый велотрек уже не увидит Василий Работягов, который всю свою жизнь посвятил велосипедному спорту и подготовке спортсменов на нашем старом велотреке. В апреле 2010 года он скоропостижно скончался... Но до последнего дня своей жизни главной его мечтой было возродить былую славу велотрека. Его ученики в день похорон единодушно решили, что если в городе все же появится новый велотрек, то они сделают все возможное, чтобы он носил имя этого удивительного, талантливого человека.
Автор фото — Александр Джулай
Конечно, арена циклодрома (именно так в то время назывались треки) была мало похожа на привычные для нас трековые сооружения. Это было узкое бетонированное полотно, не лучшего качества, слегка с наклоненными виражами, без барьеров и трибун для зрителей.
Велотрек был построен в июне 1894 года. На его открытии собралось очень много зрителей, ведь гонщики на велосипедах по арене были для симферопольцев новинкой. Большинство участников соревнований выступали на самодельных машинах, изготовленных из водопроводных труб да различного металлолома. Правда, в частных магазинах можно было купить гоночный велосипед английского и немецкого изготовления, эта желанная покупка стоила
Однажды Григорий Куличенко не завоевал в Петербурге ожидаемой специалистами победы, и в журнале «Спорт» появились такие посвященные симферопольцу стихи:
Ему усердно хлопали,Из Устава Симферопольского велосипедного кружка. Утверждаю, 31 января 1894 г. За министра — товарищ его — сенатор генерал-лейтенант Шебеко:
Когда он говорят,
Носился в Симферополе
Кругов шестьсот подряд...
Но полн смущенья тайного,
Скажу, что у Невы
Геройства чрезвычайного
Он не явил, увы!
- С целью распространения велосипедного спорта кружок устраивает собрания, экскурсии, состязания и, для поощрения состязующихся, выдает призы.
- Езда на велосипедах по тротуарам, аллеям и всем вообще путям, назначенным для пешеходов, безусловно, воспрещается; разрешение же езды на велосипедах по городским улицам, площадям, садам зависит от усмотрения губернатора.
- Членам кружка предоставляется при выезде на велосипедах иметь особый знак, который носится на рукаве верхней одежды или головном уборе. Рисунок этого знака, на коем не дозволяется помещать герба государственного, губернского, уездного или городского, утверждается губернатором.
- Кружок состоит из членов действительных и почетных. Учредители кружка считаются действительными членами. Почетными членами могут быть лица, оказавшие кружку особые услуги, и те коим кружок желает выразить особое почтение или признательность.
- Членами действительными могут быть только лица совершеннолетние.
- В состав кружка не допускаются: лица женского пола, не достигшие совершеннолетия, за исключением имеющих классные чины; учащиеся в учебных заведениях; состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера; подвергшиеся ограничению прав по суду или исключению из членов кружка и профессиональные велосипедисты (профессиональным велосипедистом считается всякий, кто ездил на велосипеде публично за деньги).
- Выход из кружка бывает двоякий: вследствие не возобновления годичного билета и вследствие нарушения правил устава и законов чести и приличия.
- Делами кружка заведует комитет — председатель, секретарь, казначей. Кроме того, два кандидата на случай болезни каждого. Избираются на один год.
- Прекращение деятельности кружка может последовать или по недостатку средств к продолжению его существования, или по усмотрению таврического губернатора вследствие дошедших до него сведений о беспорядках или нарушениях устава.
После бурных лет революции и гражданских войн симферопольский трек долго находился в плачевном состоянии. Лишь в 1955 году начались его реконструкция и переоборудование. Взялся за это житель нашего города, спортсмен и энтузиаст Яков Раскин — мастер спорта по тяжелой атлетике, заслуженный тренер Украины, судья международной категории, член президиума Федерации тяжелой атлетики Украины. Именно ему, бывшему фронтовику, а в то время председателю областного совета ДСО «Буревестник», принадлежала идея строительства нового велотрека.
Рассказывает Я. Д. Раскин:
Задание было трудное. Возникали проблемы технического, материального и практического характера. В то время большинство средств, шло на восстановление Севастополя. Наше предложение поддержал первый секретарь Крымского обкома партии Василий Григорьевич Комяхов, который не только любил спорт, а и умел ценить новаторские идеи. Его поддержка для нас была очень важной, если не сказать основной.Симферопольский велотрек в разные годы был и треком и детской площадкой города. Здесь выпускницы курсов подготовки руководительниц игр Лесгафта из Петербурга, специально выписанные членом городской управы Василием Александровичем Ивановым, проводили занятия с детьми. А во время эпидемии холеры здесь размещались больные. Но все же — это был центр спортивных состязаний города.
К строительству велотрека нам удалось привлечь Николая Резникова, по проекту которого строились Лужники. Поддержал нас и Спорткомитет СССР, правда, после многоразовых поездок в Москву.
Наш трек, спланирован по образцу Миланского: он стайерский, а не спринтерский. Центральный совет «Буревестника» выделил деньги. Нелегко было найти подрядную организацию, но при поддержке В. Г. Комяхова и этот вопрос был решен. Работы выполнял трест «Крымкурортстрой». Лучшие марки цемента правдами и неправдами доставали в Севастополе, была налажена четкая система погрузочно-разгрузочных работ, на рейсовых маршрутах действовал целый поток машин. Непосредственно на треке соорудили специальной конструкции слад для сохранности цемента. А металл добывал в Днепропетровске преподаватель крымского пединститута Т. Ф. Корнев. Геологическое обследование объекта провел высококвалифицированный геодезист Лебедев. Исполнителем работ был Федор Понедельник.
Не обошлось и без разного рода происшествий. Так предназначенные нам доски растащили на железной дороге, с которой пришлось судиться. И все же велотрек был построен в 1955 году. Первым его директором был назначен Трофим Рыбников.
Одним из первых лиц Симферопольского велотрека стал Василий Работягов. Он жил рядом и каждые
Станислав Мартынов возглавляет гонку на симферопольском велотреке. 1957 г.
Станислав Мартынов, мастер спорта по велоспорту и мотоспорту СССР, тоже был учеником Василия Работягова. Когда в период безудержной приватизации современные «купцы» решили превратить велотрек в очередную базарную площадь и начали заставлять его торговыми лотками, Станислав Георгиевич буквально лег на велодорожки, как на рельсы. Стал бомбить протестами, письмами, обивать пороги властей автономии и Симферополя, собирал подписи спортсменов, и застройка велотрека прекратилась.
***
В октябре 2007 года в Симферополе презентовали проект строительства современного спортивного комплекса, который предполагается разместить на улице Маяковского — на месте нынешнего велотрека. Но и тут что-то пошло не так, и проект был практически заморожен на целых два года.
Лишь в
20 мая 2009 года в Симферополе даже торжественно заложили капсулу с письмом потомкам в первый кубометр бетона на месте будущего спортивного комплекса. Мероприятие состоялось при большом скоплении публики. В церемонии участвовали первые лица автономии.
Проект за это время претерпел некоторых изменений. Из трехуровневого он стал четырехуровневым. Паркинг на 152 авто, который предполагалось сделать подземным, из-за сложных геологических условий решили построить на первом этаже. На втором этаже запроектированы спортивные залы, в которых будут заниматься греко-римской борьбой, самбо, каратэ, боксом, хореографией и ритмической гимнастикой. На третьем этаже будут расположены фойе для зрителей, кафе, раздевалки команд, тренерская, помещение для хранения велосипедов, гримерные, инвентарные, медико-реабилитационный центр для спортсменов и торговый зал. На последнем четвертом этаже будут запроектированы велотрек второй категории — для чемпионатов международного уровня (он мог бы быть и
Инвестиционная стоимость проекта должна была составить около 60 млн долларов, но уже возросла до 80. Может быть, эта цифра еще увеличится.
Новый велотрек уже не увидит Василий Работягов, который всю свою жизнь посвятил велосипедному спорту и подготовке спортсменов на нашем старом велотреке. В апреле 2010 года он скоропостижно скончался... Но до последнего дня своей жизни главной его мечтой было возродить былую славу велотрека. Его ученики в день похорон единодушно решили, что если в городе все же появится новый велотрек, то они сделают все возможное, чтобы он носил имя этого удивительного, талантливого человека.
по материалам ИРА «КрымСпорт-Пресс»
и газеты «Южная столица»
Читайте также:
СТройка века. Скоро доберутся до неё))
ОтветитьУдалить