Первые автомобили в Крыму

В 1902 году к Николаю II, отдыхавшему в Ливадии, обратился с просьбой его министр граф Фредерикс. Граф ходатайствовал за офицера конного полка, который привез в Ялту автомобиль, а полиция запретила им пользоваться — отдыхающим не нравились автомобильные шум и дым. Император, не питавший к автотранспорту никаких теплых чувств, министру отказал: «Пока я живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму». Однако вскоре Николай II кардинально переменил свое мнение — он сам стал страстным автолюбителем. Ну а по крымским дорогам первый автомобиль проехал еще за год до императорского запрета.

Императорская семья перед императорским гаражом в Ливадии, 1913 г.
Императорская семья перед императорским гаражом в Ливадии, 1913 г.

Николай II был владельцем одного из самых больших автомобильных парков Европы — к 1912 году в нем числилось уже более 50 автомобилей. Основная их часть находилась в личном гараже императора в Царском Селе. В Ливадии к весне 1911 года был готов гараж на 25 машин для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму. Слева на снимке — «мотор» французской фирмы «Делоне-Бельвилль», самый величественный и роскошный автомобиль начала XX века. Справа — «Роллс-Ройс» «Серебряный Призрак», один из двух личных «роллсов» царя в Ливадии.

Николай II на автомобиле Делоне-Бельвилль
Николай II на автомобиле Делоне-Бельвилль

В 1901 году венгерский инженер Геза Ковач, путешествуя по Европе на машине, прибыл пароходом в Севастополь, а оттуда на автомобиле отправился в Ялту. Так крымчане впервые увидели «самобеглый экипаж». И стали свидетелями первой дорожной аварии с его участием: возле Гурзуфа лошадь испугалась грохочущего чудовища и опрокинула встречную повозку.

Кстати: Вы можете арендовать автомобиль в Крыму

Несколько лет спустя автомобилями начали обзаводиться и богатые крымчане. А власти озаботились созданием правил дорожного движения для нового транспорта. Поначалу эти правила в каждом городе были свои. К примеру, в Евпатории езда на автомобилях допускалась по центральным улицам со скоростью около 12 км/ч, на улицах шириной менее 6 м — 6 км/ч, на более узких не допускалась вообще. При проезде в местах скопления людей скорость требовалось уменьшить до шага лошади. Если же встречные кони выражали беспокойство, автомобилист должен был выключать мотор. Впрочем, шоферам начала XX века нужно было опасаться не только лошадей. Вот что советовал своим читателям первый российский журнал для автолюбителей «Автомобиль»:
Каждое животное пугается по-разному. Корова стоит и... смотрит на вас, вдруг в последнюю минуту, задрав хвост, бросается без всякого соображения, иногда прямо под вас. Быка бояться нечего, он, очевидно, считает ниже своего достоинства уделять внимание какому-нибудь автомобилю. Свинья бывает разная. Если она предается кейфу в грязной луже, или когда дородную мамашу теребят полдюжины поросят, то такая свинья ничего не предпринимает. Но опасна трудолюбивая свинка, которая... хлопотливо роет край шоссе. Такая свинья опасна тем, что она видит вас только в последнюю минуту и бросается к своему дому поперек вашей дороги.
Автомобиль в Евпатории, 1910 год
Автомобиль на улице Евпатории, 1910-е. Судя по всему, на снимке изображен один из автомобилей, работавших в качестве пассажирского транспорта на междугородных маршрутах. Такие авто отправлялись в Симферополь из Евпатории от трех гостиниц дважды в день

Если вплоть до 1910-го автомобили в Симферополе можно было пересчитать по пальцам, то к концу 1911-го в городе, по некоторым данным, насчитывалось уже 30 автомобилей, 10 мотоциклеток и 268 велосипедов. Интерес к автотранспорту резко увеличился после автопробега Санкт-Петербург — Севастополь на приз императора Николая II. Ранним утром 7 сентября 1911 года из Петербурга выехали 57 автомобилей четырех русских автоклубов и трех европейских — в сущности, пробег был первым в России международным ралли. «Железные машины с людьми, одетыми в своеобразные костюмы, напоминающие водолазов» (так описывала участников автопробега пресса тех лет) отправились по маршруту Петербург — Москва — Тула — Орел — Курск — Харьков — Екатеринослав (Днепропетровск) — Симферополь — Севастополь. Впереди ехал командор автопробега Николай Карлович фон Мекк. Его «Мерседес», движущийся со скоростью почти 70 км/ч, обгонять было запрещено. На каждом автомобиле находился судья-контролер, фиксировавший всё, что происходило с автомобилем: время, потраченное на ремонт, время прибытия на контрольные пункты и убытия. Симферопольцы торжественно встречали участников пробега 15 сентября. К слову, после этой встречи в городе стало не только больше машин, но и появился «циклодром» для соревнований на велосипедах — нынешний велотрек. 16 сентября, на 10-й день пробега, автомобили прибыли в Севастополь. Правда, до финиша добрались не все: перед императором на Графской пристани предстали 45 авто, остальные сошли с дистанции из-за различных поломок.

Андрей Нагель и участники севастопольского автопробега, Санкт-Петербург, 1911 год
Участники севастопольского автопробега — Андрей Нагель и его экипаж на автомобиле «руссо-балт». Санкт-Петербург, 1911 г. Составляя маршрут автопробега, его организаторы усомнились в качестве дорог за Харьковом. Проверить их поручили Андрею Платоновичу Нагелю — одному из первых российских автоспортсменов, редактору журнала «Автомобиль». 17 июля 1911 года его «руссо-балт» отправился исследовать опасный участок. После этой поездки был составлен уточненный маршрутный лист севастопольского автопробега. Нагель подал заявку на участие и вернулся с одним из призов

В первые же годы своего появления в Крыму автомобили стали использоваться в качестве пассажирского междугородного транспорта. Правда, поначалу к их услугам прибегали не очень охотно, отдавая предпочтение привычным извозчикам и почтовым каретам. Так, закрытые 20-местные автобусы часто ломались в пути, из-за чего считались ненадежными. Застряв ночью на дороге, пассажиры вынуждены были искать ночлег в близлежащих селах — в крестьянских домах или в местных кофейнях. Более удобны были 4- и 8-местные автомобили — они ломались чуть реже автобусов, но все равно едва ли один из десяти автомобильных рейсов обходился без поломок и опозданий. Как писал современник:
в осеннюю и зимнюю пору продолжительность пути становится совершенно неопределенной, завися от множества случайных причин». Для экскурсий и автобусы, и автомобили считались малопригодными «вследствие дороговизны и быстроты передвижения, из-за чего красоты природы ускользают от внимания.
Что касается быстроты, то за городом авто в среднем двигались со скоростью 20 км/ч, хотя могли разгоняться и до рискованных по тем временам 50.

Николай II и участники автопробега Санкт-Петербург - Севастополь
Участники автопробега Санкт-Петербург — Севастополь перед императором Николаем II. Севастополь, Графская пристань, 16 сентября 1911 года.

На переднем плане — «Мерседес» командора пробега барона Н. К. фон Мекка, одного из пионеров автомобилизма России. Барон Николай Карлович фон Мекк после революции работал в Народном комиссариате путей сообщения (НКПС), восстанавливая железнодорожный транспорт. В 1929-м его обвинили в участии в контрреволюционной вредительской организации и расстреляли.

Между прочим


Шофер

В переводе с французского слово «шофер» означает «кочегар, истопник». Экипажи первых автомобилей, оснащенных паровыми двигателями, состояли из водителя и... шофера: водитель — впереди, он управляет движением, шофер — сзади, подбрасывает уголь в топку парового котла.

Татьяна Шевченко, «События»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки