Музей морских катастроф в Малореченском
Наверное, в музейном деле учитывается и эмоциональная составляющая экспозиции, её воздействие на посетителя. Конечно, невидимая экскурсанту кропотливая музейная работа необходима и занимает большую часть времени, площадей, мыслей. Однако сейчас очень уж привередливый гость пошёл: ему неинтересны какие-то старые бумаги, пожелтевшие фотографии, ему сразу саркофаг Тутанхамона подавай! Ну или подлинник второго тома «Мёртвых душ» с автографом Николая Васильевича — это если музей литературный. Однако есть в Крыму место, где можно получить всю массу эмоций. И подумать тоже.
В селе Малореченском, недалеко от Алушты, появился единственный в мире мемориальный комплекс памяти погибших в море. Создан он не так давно группой черниговских и крымских художников. Весь мемориал выполнен в виде корабля, палубой которого является большое помещение музея с круглыми окнами-иллюминаторами, а церковь, расположенная сверху, издали кажется плывущей по морю.
Церковь начали строить в январе 2004 года, а 15 мая2007-го в ней прошло первое богослужение. Красивейший храм-маяк святого Николая Мирликийского высотой шестьдесят метров стоит на пятидесятиметровой скале над морем и оформлен удивительными фресками и мозаикой. Беседка в форме Летучего голландца, стоящая на краю обрыва, с капитанским мостиком и парусами позволяет почувствовать себя героем пиратского фильма — отсюда прекрасно видна добрая половина богатенького ЮБК. Кроме того, в комплекс входит мемориальная стена, где размещаются таблички с данными о погибших в море людях. Весь мемориал — это дань памяти, реквием морякам, рыбакам и путешественникам, ставшим жертвами водной стихии, а также вечным символом единства земной и небесной жизни каждого человека.
Но основой, в прямом и переносном смыслах, всего комплекса является Музей катастроф на водах. «С самого начала не думали о музее именно тут, в нижнем ярусе, — рассказывает его директор Борис Дедов. — Но как зашли — почувствовали себя в трюме, и проблемы выбора исчезли сами собой».
Каждый зал, оформленный как морское дно, полон морскими экспонатами: старинным оружием и якорями, поднятыми из морской пучины, оборудованием и одеждой моряков, остатками судов, поднятыми с морского дна энтузиастами и поисковиками.
Но основа всё же не экспонаты, которых тут не менее полутысячи, а огромные экраны с постоянно демонстрирующимися фильмами со стереоэффектами.
Ну и сама обстановка — морское дно, но не приятный ногам песочек или глазам — коралловый риф, а место катастрофы — обрывки снаряжения и обломки судов, заносимые илом. Жутко, скажу сразу. Гул воды и полутьма создают эффект присутствия в подводном царстве.
Кажется, что какой-то могильный холод пробегает по спине, что-то где-то булькает, и сердце бьется всё чаще. А тут ещё на громадных экранах — видеоряды и фильмы. О трагедиях, включая гибель «Титаника», пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов», линкора «Новороссийск», грузопассажирского судна «Армения», печально известного каравана PQ-17, немецкого судна «Бисмарк»...
И жуткой катастрофы, происшедшей на наших глазах — гибель атомной подводной лодки «Курск». На экране в течение нескольких десятков минут пробегают названия судов и даты их гибели. Неужели море так много забрало себе?
— Да, море жадное — и самая злая стихия для людей, — размышляет Дедов. — Хоть жизнь и вышла из воды, но человек, если пренебрегает некими правилами, то часто возвращается в воду. По статистике морских катастроф, а мы специально изучаем её в музее, лишь пять-семь процентов случаев гибели происходит от природных факторов — ураганы, штормы, наводнения.
А всё остальное — человеческий фактор: в первую очередь — война, потом — пьянка, халатность, самоуверенность и пренебрежение определёнными правилами, которые написаны и кровью, и водой в лёгких. Потому наш музей не развлекает, а заставляет задуматься.
Во многих странах хорошо знают художника, мастера микроминиатюр Николая Сядристого. Но даже во многих статьях почти не упоминается ещё одна сторона жизни Николая Сергеевича. Просто перечислю регалии: мастер спорта СССР, неоднократный чемпион и призёр Кубков и чемпионатов СССР и Украины, абсолютный чемпион СССР по подводному плаванию, исследователь моря. И ещё — один из участников создания Музея катастроф на водах. И таких людей — художников по специальности, а моряков и подводников по призванию — на малореченской скале у моря собралось немало.
— Музей должен быть креативным, — считает Дедов. И поясняет, что создан он благодаря содружеству именно художников: Андрея Дедова, Сергея Тонканова, Юрия Фомина, Василия Юдина, жертвователям, конечно, и всем помогавшим в работе. А ребята — помощники заслуженного деятеля искусств Украины, члена Национального союза художников Бориса Дедова — улыбаются: «Борис Степанович у нас тут адмирал, а мы уж — капитаны!». Но Дедов просто поясняет, что многое сделано при участии народного художника Украины, действительного члена-корреспондента Академии художеств, лауреата премий Анатолия Гайдамаки. В общем, титулы солидные, но и работа, конечно, эксклюзивная. И посетителям интересна — с эмоциональным всплеском.
— Всего за год музей посетили почти двадцать тысяч человек, — делится Борис Дедов. — И это в нынешнем году не предел. Мы планируем тут выставку по Бермудскому треугольнику — что ещё таинственнее, привлекательнее!
К десятилетию гибели подлодки «Курск» тоже пройдёт комплекс мероприятий — пригласили вдов погибших подводников, откроем большую мемориальную доску, сделаем новую специальную экспозицию. Много работаем со школьниками. Кстати, именно они — самые интересные посетители. Как-то знакомый учитель после экскурсии по музею рассказал, что он первый раз за множество других посещений музеев увидел, что ребята при осмотре нашей экспозиции перестали зубоскалить, о чём-то задумавшись. И это самое основное, чего мы хотим: чтобы человек задумался, чтобы понял предупреждения. Даже со дна морского...
В селе Малореченском, недалеко от Алушты, появился единственный в мире мемориальный комплекс памяти погибших в море. Создан он не так давно группой черниговских и крымских художников. Весь мемориал выполнен в виде корабля, палубой которого является большое помещение музея с круглыми окнами-иллюминаторами, а церковь, расположенная сверху, издали кажется плывущей по морю.
Церковь начали строить в январе 2004 года, а 15 мая
Но основой, в прямом и переносном смыслах, всего комплекса является Музей катастроф на водах. «С самого начала не думали о музее именно тут, в нижнем ярусе, — рассказывает его директор Борис Дедов. — Но как зашли — почувствовали себя в трюме, и проблемы выбора исчезли сами собой».
Каждый зал, оформленный как морское дно, полон морскими экспонатами: старинным оружием и якорями, поднятыми из морской пучины, оборудованием и одеждой моряков, остатками судов, поднятыми с морского дна энтузиастами и поисковиками.
Но основа всё же не экспонаты, которых тут не менее полутысячи, а огромные экраны с постоянно демонстрирующимися фильмами со стереоэффектами.
Ну и сама обстановка — морское дно, но не приятный ногам песочек или глазам — коралловый риф, а место катастрофы — обрывки снаряжения и обломки судов, заносимые илом. Жутко, скажу сразу. Гул воды и полутьма создают эффект присутствия в подводном царстве.
Кажется, что какой-то могильный холод пробегает по спине, что-то где-то булькает, и сердце бьется всё чаще. А тут ещё на громадных экранах — видеоряды и фильмы. О трагедиях, включая гибель «Титаника», пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов», линкора «Новороссийск», грузопассажирского судна «Армения», печально известного каравана PQ-17, немецкого судна «Бисмарк»...
И жуткой катастрофы, происшедшей на наших глазах — гибель атомной подводной лодки «Курск». На экране в течение нескольких десятков минут пробегают названия судов и даты их гибели. Неужели море так много забрало себе?
— Да, море жадное — и самая злая стихия для людей, — размышляет Дедов. — Хоть жизнь и вышла из воды, но человек, если пренебрегает некими правилами, то часто возвращается в воду. По статистике морских катастроф, а мы специально изучаем её в музее, лишь пять-семь процентов случаев гибели происходит от природных факторов — ураганы, штормы, наводнения.
А всё остальное — человеческий фактор: в первую очередь — война, потом — пьянка, халатность, самоуверенность и пренебрежение определёнными правилами, которые написаны и кровью, и водой в лёгких. Потому наш музей не развлекает, а заставляет задуматься.
Во многих странах хорошо знают художника, мастера микроминиатюр Николая Сядристого. Но даже во многих статьях почти не упоминается ещё одна сторона жизни Николая Сергеевича. Просто перечислю регалии: мастер спорта СССР, неоднократный чемпион и призёр Кубков и чемпионатов СССР и Украины, абсолютный чемпион СССР по подводному плаванию, исследователь моря. И ещё — один из участников создания Музея катастроф на водах. И таких людей — художников по специальности, а моряков и подводников по призванию — на малореченской скале у моря собралось немало.
— Музей должен быть креативным, — считает Дедов. И поясняет, что создан он благодаря содружеству именно художников: Андрея Дедова, Сергея Тонканова, Юрия Фомина, Василия Юдина, жертвователям, конечно, и всем помогавшим в работе. А ребята — помощники заслуженного деятеля искусств Украины, члена Национального союза художников Бориса Дедова — улыбаются: «Борис Степанович у нас тут адмирал, а мы уж — капитаны!». Но Дедов просто поясняет, что многое сделано при участии народного художника Украины, действительного члена-корреспондента Академии художеств, лауреата премий Анатолия Гайдамаки. В общем, титулы солидные, но и работа, конечно, эксклюзивная. И посетителям интересна — с эмоциональным всплеском.
— Всего за год музей посетили почти двадцать тысяч человек, — делится Борис Дедов. — И это в нынешнем году не предел. Мы планируем тут выставку по Бермудскому треугольнику — что ещё таинственнее, привлекательнее!
К десятилетию гибели подлодки «Курск» тоже пройдёт комплекс мероприятий — пригласили вдов погибших подводников, откроем большую мемориальную доску, сделаем новую специальную экспозицию. Много работаем со школьниками. Кстати, именно они — самые интересные посетители. Как-то знакомый учитель после экскурсии по музею рассказал, что он первый раз за множество других посещений музеев увидел, что ребята при осмотре нашей экспозиции перестали зубоскалить, о чём-то задумавшись. И это самое основное, чего мы хотим: чтобы человек задумался, чтобы понял предупреждения. Даже со дна морского...
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»
Читайте также: