Загадочные знаки Ак-Кая

То и дело сбивалось дыхание на подъёме. Известковая крошка под ногами, а над головой — громада Белой Скалы, со скальной волны которой и «отстреливались» эти мелкие камешки. Утро, прохладное и позднее, как-то не замечалось — крутой подъём в гору согревал лучше всякой печки. Ещё немного — и вот он, огромный грот в теле скалы. Называется по пещерному классификатору Ак-Кая-1. В нём до сих пор хранятся тайны — необычный камень, загадочные знаки и легенды.

Ак-Кая

Конечно, Ак-Кая известный и часто посещаемый объект туризма. Подъезжая к Белогорску, издалека можно видеть отвес этой скалы. Громада, похожая на неприступную крепость, отлично видна с южных направлений: с Караби-яйлы, Тырке, Чатырдага. Ак-Кая воздвигнута природой на рубеже крымского предгорья и степи, над долиной реки Биюк-Карасу. Несомненно, она является символом Белогорска, давшим нынешнее имя городу (прежнее название — Карасу-Базар). С полным правом Белую Скалу можно назвать уникальным памятником природы, археологии и истории.

Но внимание многочисленных любителей крымских красот больше привлекает вершина более чем стометрового обрыва Белой Скалы. Вид оттуда действительно впечатляет! Но вот пещеры, а их на горе несколько, как-то остаются «за кадром». Верхняя, Алтын-Тешик, труднодоступна, и без специального снаряжения и альпинистских навыков в ней делать нечего. А нижняя пещера доступна, но, правда, надо преодолеть крутой косогор на пути к ней.

Основные породы, из которых сложен белогорский массив, — известняк и мергель. За многие тысячелетия солнце, вода и ветер сделали своё дело, образовав причудливые формы. Вот так же миллион лет отшелушиваются от заморозков камешки на стене Ак-Каи. Вода камень точит, растворяя известь. И потихоньку образуются гроты, пещерки, пустоты.

Существует много легенд, связанных с пещерами Ак-Каи. Цитирую отрывки из книги В. Килессы «Дивный край старины глубокой», любезно подаренной автором — патриархом крымского краеведения. Владимир Григорьевич пишет: «Особый интерес представляют пещеры Ак-Каи — нижняя и верхняя. В 1947 году Белогорский отряд таврско-скифской археологической экспедиции под руководством П. Н. Шульца исследовал нижнюю пещеру. На стенах её были обнаружены знаки, принадлежавшие сарматам, жившим здесь в первые века нашей эры. Предполагают, что некогда пещера эта представляла собой святилище — древний храм».

Знаки Ак-КаяИтак, пещера перед нами. Как и объяснял Владимир Килесса, поворачиваемся лицом к выходу и глядим вверх. Правее, правее! Вот они, три знака, чем-то напоминающие паучков. Ещё троица, дальше... Луч фонарика выхватывает очередное изображение. Оно затаилось за кустом боярышника, точнее, целого дерева. Если влезть на него, можно детальнее рассмотреть загадочные знаки. Холодок пробежал по спине. Какой-то восторг и вместе с тем лёгкое замешательство. Столько лет этим кривулям!

Традиционно эти знаки связывают с сарматами. Письменные источники свидетельствуют о проникновении сарматов в Крым с III-II веков до нашей эры. Это кочевой народ, в основном ираноязычный, пришедший в степи Причерноморья из Поволжья и Приуралья. О росте сарматского влияния свидетельствуют тамгообразные знаки на различных бытовых вещах, каменных плитах, надгробиях. Эти «загадочные» знаки постепенно поддаются расшифровке: в большинстве случаев они представляют собой родовое или личное клеймо — тамгу, род печати или герба.

Слово «тамга», тюркско-монгольское по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». Но популярность этого слова в тюркской среде всё-таки не может считаться доказательством именно тюркско-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Это так называемое «рисуночное письмо».

Известный российский историк Сергей Рябчиков, тот самый, который недавно прочитал знаменитый Фестский диск, тоже изучал знаки Ак-Каи. И прочитал их так: первый — Гой (тосир), второй и третий — Тар (а) Гой (тосир)-ра рар (а), итого получилось «(Бог) Таргитай, (бог) Гойтосир — солнце, солнечный». А что же это за боги? И чьи, самое интересное? Похоже на скифских.

Наши сведения о религии причерноморских скифов очень скудны и основываются главным образом на известном кратком сообщении Геродота: «Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причём Землю представляют себе супругой Зевса), далее — Аполлона, Афродиту, Уранию, Геракла и Арея. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царственные скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гистия называется Табити, Зевс — Папаем, последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи, Аполлон — Гойтосиром, Афродита Урания — Артимпасою, Посейдон — Фагимасадою».

Геродот интерпретирует скифский пантеон на свой лад, отождествляя скифских богов с греческими. Эти отождествления могут иметь лишь приближённое значение, поскольку полного типологического тождества между греческой и скифской религиями не могло быть. А вот о сарматских богах известно ещё меньше. Однако ряд исследователей считает, что эти кочевые народы были родственными, и зачастую говорят о скифско-сарматской системе верований. Скифы и сарматы принадлежат к ираноязычной ветви индоевропейских народов. Иранские племена долгое время сохраняли культурное единство и, вероятно, единство верований.

Таргитай — в скифской мифологии первочеловек, прародитель скифов, сын Папая и дочери реки Борисфен. Он — отец Липоксая, Арпоксая и Колаксая, положивших начало разделению скифского общества на роды. Гойтосир же — солнечный всадник, великий лучник, победитель волшебных чудовищ. Он был богом ветров, гроз и бурь. Скифы и, вероятно, сарматы верили, что Гойтосир охраняет их стада от болезней и падежа.

Таким образом, можно говорить о нижней пещере Ак-Каи как о древнем святилище, на что, кстати, указывает и В. Г. Килесса. Подтверждением этого может стать и так называемый Чёртов камень, что лежит громадой в пещере. «Как он там оказался, никто объяснить не может, — рассказывает краевед Белогорья. — Не отвалился от стены — нет следов отрыва, да и затянуть такую каменюку туда по косогору трудновато». Конечно, народная молва связывает этот феномен с нечистой силой. Но, вполне возможно, именно он играл какую-то роль в пещерном святилище — либо как алтарь, либо как объект поклонения. А ещё этот камень — своеобразный памятник настенной письменности. Современной.

Конечно, кто из нас не видел в любых пещерах, более или менее доступных, следов человеческого разума в виде формул любви, имён и годов их нанесения? Вот и эта аккайская пещера — не исключение. Стены её украшены такими «шедеврами», что тоже граничат с историей — 1937 года нанесения и старше, стоит только внимательнее оглядеться. А уж Чёртов камень и камешки поменьше рядом — просто испещрены надписями. Наверняка они скрыли ещё сарматские знаки, неизбежно тут когда-то находившиеся. Хорошо, что оставшиеся на стене недоступны современным «вованам» и «лесям».

В нескольких путеводителях В. Килессы говорится и о других гротах в Белой Скале. С верхней пещерой Алтын-Тешик, что значит в переводе Золотая Нора, тоже связано несколько преданий. «Пещера труднодоступна: вход в неё в виде круглого отверстия расположен в пятидесяти двух метрах от подошвы и в сорока девяти метрах от края обрыва. Согласно одной из легенд, Алтын-Тешик был логовом змея-оборотня, который приносил сюда похищенных им в округе красавиц. Другая легенда сообщает, что пещера тянется до самой Феодосии. А если верить третьей, то здесь будто бы разбойники спрятали сундук с золотом», — пишет Владимир Григорьевич.

А ещё бытовала легенда, что когда-то вокруг было море, а скала была крутым берегом, к которому приставали корабли, и на этой стене где-то даже сохранились железные кольца для причаливания кораблей. Увы, во время многочисленных походов на Белую Скалу ничего подобного не нашёл. Может, охотники за металлом выкрутили кольца?

В общем, легенды легендами, а пытливый ум краеведов пытается дать своё толкование легенд.

«В 1960 году группа ялтинских альпинистов, покоривших Алтын-Тешик, установила, что это не пещера, а двадцатиметровой высоты грот, круто поднимающийся вверх. Лучи солнца никогда не заглядывают в его дальнюю часть, и поэтому так заманчиво чернеет снизу „ход“ этой не совсем обычной пещеры», — рассказывает Килесса.

Вот такое место есть совсем недалеко от Белогорска и оживлённых дорог, идущих через этот город. Потому, приехав на Белую Скалу, не поленитесь спуститься. Откроете для себя ещё много интересного. Только не надо вырезать в податливом известняке своё имя. Оно важно, несомненно, но вот истории совсем ни к чему. Как, впрочем, и Белой Скале. Ведь её «застолбили» за много тысячелетий до нас!

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»


Ссылки по теме:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Ак-Мечеть — старинный район Симферополя

Чем и как рисовал первобытный человек