Село Русское в Крыму

В конце восемнадцатого века после присоединения Крыма к Российской Империи на полуостров потянулись переселенцы из русской глубинки: кто — за лучшей долей, кто — от злого помещика. Именно в те годы возникли известные ныне Мазанка, Изюмовка, Курцы.... А вот село, которое сейчас называется Русским, основали поселенцы второй волны — периода пореформенных шестидесятых годов позапрошлого века. Но до конца Великой Отечественной селение носило название Урус-Ходжа, что дословно переводится как «русский паломник».

Но почему именно так именовалось село, мало кто помнит. В современном Русском на трёх улицах — Гоголя, Чкалова и Дружбы — живёт менее двух сотен человек. Из них большинство — пенсионеры, а вот уроженцев селения по пальцам руки перечесть можно. Но и для них название села — загадка. Как рассказала Валентина Фёдоровна, в селе всегда проживал интернационал: и русские, и украинцы, и татары. «В пятидесятые годы сюда по переселению приехало много народа с Украины, — говорит старожил Русского. — Но многие, „побачив“ горы, уехали восвояси. Лишь только переселенцы-шестидесятники начали закрепляться тут». В те годы хозяйство — колхоз имени Сталина — было слабым. Но упорный труд людей превратил этот край в цветущий сад. В результате объединения колхоз в Русском вошёл в состав многоотраслевого хозяйства «Горный», что в Богатом. Заложили сады в долине речки Кучук-Карасу, посадили виноградники. «Правда, виноград привезли аж из Средней Азии, и он плохо прижился в наших условиях, урожаи были слабые — чуть не прогорел колхоз», — рассказывает Валентина Фёдоровна. Ставку сделали на сады — и стал «Горный» миллионером. Выращивали и специальный табак, отменный по своим качествам. На его низке много поработала ещё в молодости Людмила Николаевна.

Эту женщину увидел в сельском магазине. Сразу поразили глаза — голубые, прямо из Рязанщины или Владимирщины, живые, с огоньком. Действительно, такие можно встретить только в Русском. И даже удивился, узнав, что Людмила Николаевна уже давно на пенсии и подменяет продавца в единственном магазинчике села. Родилась по ту сторону гор — в Приветном Алуштинского городского Совета, но с младенчества живёт в Русском. Работала звеньевой в колхозе, санитаркой. Она рассказывает: «Работы хватало, колхоз развивался, но был и организованный отдых: в селе клуб, танцплощадка, приезжала кинопередвижка. Весело было, дружно». Все местные, бывшие колхозники, с любовью вспоминают председателя — орденоносца Григория Марковича Евтушенко. «С каждым всегда за руку поздоровается, а если и журил кого за стянутое из сада лишнее ведро яблок, то даже как-то необидно. И чего тянули, в конторе можно было центнер за копейки выписать», — делятся воспоминаниями редкие посетители магазина.

Увы, сейчас о рекордных урожаях в садах и на полях осталось только вспоминать. Сады распаёваны, растащены новыми собственниками поля и луга. Основа благосостояния в Русском — возможность заготовки дров, благо лес рядом. Да ещё скотину держат, но уж очень накладно это: корма дорогие. Вот и получилось, что те, кто попроворнее да пооборотистей, в селе живут, торгуя дровами и мясом. Но таких — полдюжины семей на всё Русское. Остальные — существуют.

Молодёжи здесь почти нет: кто на заработках в городах, кто из леса дрова таскает. Но у них есть дети. Кто уже в школу ходит, кто — пока в детсад в Богатом. И есть проблема: доставка малышей из этого самого Богатого. Ходит один школьный автобус-развалюха, отвезёт с утра школьников, в полдень привезёт — и всё. Дети из садика и те школьники, у кого уроков побольше, тянутся несколько километров домой пешком.

Всё бы ничего, если бы на их пути не было трассы. Это шоссе из Симферополя на Судак, Феодосию и Керчь. Надо ли говорить о количестве автомашин, за день проносящихся по нему? Трасса — самое опасное место, на котором не раз сбивали детей из Русского, даже пенсионеры и более молодые в аварии попадали. А дело-то простое — пустить автобус несколько раз в день. И тут всё упирается в непонимание властей, покрываемое вечной нехваткой бензина...

Но даже проблема доставки детей меркнет в сравнении с главным вопросом, требующим разрешения. Вода — вот ключевое слово всех «русских». Дело в том, что в село вода поступает с гор, сначала собираясь в ставках, а после по старым трубам расходится по дворам. В дождливые годы ещё ничего, а вот в засушливую пору воды в ставках почти нет и еле сочится она из кранов сельчан. В дружном некогда Русском на фоне водного дефицита вызрел скрытый конфликт: у кого-то воды больше, у кого-то меньше, а кто-то вообще таскает вёдрами живительную влагу за тридевять земель. И началась тайная, почти партизанская война по закрыванию кранов соседям, ночным поливам и истеричной ругани. А дело ещё в том, что в селе нет ни одного колодца. «Скважины пробовали бурить, даже геологоразведку привлекали, но слишком глубоко водичка: Русское высоковато находится», — говорят местные жители. Не пора ли вмешаться местной власти? Вам, например, Назим Белялович Юнусов как голове Богатовского сельсовета? Сельчане сами проблему с водоснабжением не решат, этот вопрос уж очень далеко зашёл в область эмоций.

Хотя в жизни села многое зависит и от самих сельчан. Например, подходя к селу, встретил «благоухающую» миазмами кучу навоза — прямо на обочине. Причём не за один день скопилась сия гора. Даже подумалось: «Неужто тут русский дух, в Русском, такой и именно так пахнет Русью?» Позор, и не только перед гостями.

А их всё больше в окрестностях села. Горные леса привлекают туристов, горожане приезжают на сбор грибов и плодов. Правда, несколько последних лет малы урожаи у главной местной лесной культуры — кизила. А весной именно в Русское приходят ценители крымской флоры — кто любит сами цветочки, а кто и денежки за них. Леса окрест полны подснежников, галантно раскланивающихся всем — и алчным, и радующимся весне. Недаром латинское название этих белых цветочков — «галантус». А вот другой известный цветок окрестных лесов читается сложнее: «цикламен коум». Род цикламенов (или дроква) хорошо известен благодаря популярным комнатным растениям, цветущим зимой. Их своеобразный облик запоминается сразу: округлый клубень, розетка из плотных тёмно-зелёных листьев с серебристым морозным узором и перевёрнутые одиночные цветки, напоминающие присевших бабочек. По характеру жизненного цикла цикламены — эфемероиды. Это значит, что они показываются на поверхность земли ненадолго, на несколько месяцев, а остальное время проводят в покое в виде клубня, спящего под землёй, в то время как прочие представители флоры растут и цветут. Цветение его наблюдается в феврале-марте. Ранее цикламены, произрастающие в Крыму, считались эндемичным видом — цикламен Кузнецова, под этим наименованием они значатся в Красной книге Украины. Но известный учёный-ботаник Андрей Ена доказал их родство с цикламеном кавказским, или косским, хотя многие ботаники продолжают считать наш цветок самым редким в мире видом цикламена, известным только в окрестностях села Русского, западного склона горы Кубалач.

Очень хотелось увидеть этот цветочек-эндемик, то есть встречающийся только тут, в своей вотчине. И после часа лесного блуждания по ещё не сошедшему снегу сумел найти это растение — венчик розовый с фиолетовым пятном в основании, чуть более сантиметра размером. И уже пробивает слежавшийся снег!

Изощрённая форма цветка цикламена стала символом стиля модерн в искусстве, лозунг которого — «назад к природе». Так и захотелось снова вернуться в следующем году в эти леса, подышать ароматом редчайших цветов, раскланяться с галантусами — подснежниками, обозреть просторы предгорной долины у села Русского. Уже с водой, новым школьным автобусом, без куч навоза, с дружными и весёлыми жителями... Может, так и будет?

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки