Первобытный человек. Речь и музыка
Животные чутко реагируют на поведение друг друга, издавая при этом различные звуки. Их количество у разных видов животных различно.
Шимпанзе, очень близкий по своему строению к человеку, издает около 30 звуков. Они делятся на две категории - "жизненные шумы", которые издает животное в состоянии покоя, и эмоциональные (радость, настороженность, ярость). Ученые спорят, какая из них легла в основу языка. Но ясно одно - речь уже в первобытном обществе была основным видом общения.
Время, когда предки научились связно говорить, дискуссионно, а расхождения в его оценке огромны: от 2 миллионов до 100 тысяч лет... В пещере Кармель (Израиль) обнаружен скелет неандертальца (60-50 тыс. лет) с хорошо сохранившейся U-образной подъязычной костью (первая находка!). Значит, несмотря на тяжесть челюстей, он уже мог говорить!
Специалисты в области физиологии речи по следам прикрепления мышц на черепах гоминоидов восстановили морфологию челюстей Homo habilis. Он имел массивный язык, не соприкасающиеся между собой губы и мог произносить такие гласные , как "и", "а", "у", а также все фонетические варианты звуков "с" и "т". Как писал О. Мандельштам, "язык-медведь ворочается глухо в пещере рта..."
Но человек из пещеры Тотавель (Франция) уже имел голосовой аппарат, подобный нашему. С помощью компьютера ученые воссоздали прохождение звука из его легких до кончика губ. "Аах-аах, чен-чен, реу-реу",- разнеслось по лаборатории. Неизвестно, что выражали эти звуки, но наши предки-охотники имели довольно обширный словарь.
В 1908 г. в с. Мезин Черниговской области было обнаружено поселение людей каменного века, построенное из бивней и крупных костей мамонта. В 1954-1961 гг. И. Г. Пидопличко и И. Г. Шовкопляс обнаружили в руинах одного из них раскрашенные кости мамонта. Сперва предполагалось, что это атрибут религии кроманьонца. Более детальные исследования привели к удивительному открытию: это набор ритмично-ударных инструментов. Бедро мамонта использовалось как ксилофон, череп - как барабан, бивни - как колотушки, мыщелки - как кастаньеты.
Теперь стали понятны многие пещерные находки: раковины-свистки (Китай), флейты из трубчатых костей (Франция), "звучащие" бусы (Дам-Дам-Чешме, Узбекистан), барабаны, трещотки и трубы из рога (пещеры Европы). Возраст их различен - от 100 до 12 тысяч лет до н. э. Часты и изображения пляшущих фигурок на стенах пещер. Так что оглушающие синкопы современных дискотек имеют глубокие исторические корни...
В 1983 г. французский спелеолог И. Резникофф предположил, что в пещерах Пиренеев (Портель, Фонтенель, Нио) палеолитические рисунки, возможно, имеют акустическое значение. В 90-е гг. эти исследования продолжил американский ученый С. Уаллер. Он исследовал акустику десятков пещер Европы, Северной Америки и Австралии. Оказалось, что первобытный человек, расписывая стены, выбирал такие места, которым свойственно необычное эхо; при этом происходит усиление звука с 3 децибел на участках без рисунков до 23- 31 децибелы в местах с рисунками (пещеры Ласко, Фонт-де Гом). Звукозапись эха в сочетании со слайдами изображений дает полное представление о том, как древний человек сочетал музыкальное и изобразительное искусство, пытаясь привлечь объект будущей охоты.
Шимпанзе, очень близкий по своему строению к человеку, издает около 30 звуков. Они делятся на две категории - "жизненные шумы", которые издает животное в состоянии покоя, и эмоциональные (радость, настороженность, ярость). Ученые спорят, какая из них легла в основу языка. Но ясно одно - речь уже в первобытном обществе была основным видом общения.
Время, когда предки научились связно говорить, дискуссионно, а расхождения в его оценке огромны: от 2 миллионов до 100 тысяч лет... В пещере Кармель (Израиль) обнаружен скелет неандертальца (60-50 тыс. лет) с хорошо сохранившейся U-образной подъязычной костью (первая находка!). Значит, несмотря на тяжесть челюстей, он уже мог говорить!
Специалисты в области физиологии речи по следам прикрепления мышц на черепах гоминоидов восстановили морфологию челюстей Homo habilis. Он имел массивный язык, не соприкасающиеся между собой губы и мог произносить такие гласные , как "и", "а", "у", а также все фонетические варианты звуков "с" и "т". Как писал О. Мандельштам, "язык-медведь ворочается глухо в пещере рта..."
Но человек из пещеры Тотавель (Франция) уже имел голосовой аппарат, подобный нашему. С помощью компьютера ученые воссоздали прохождение звука из его легких до кончика губ. "Аах-аах, чен-чен, реу-реу",- разнеслось по лаборатории. Неизвестно, что выражали эти звуки, но наши предки-охотники имели довольно обширный словарь.
В 1908 г. в с. Мезин Черниговской области было обнаружено поселение людей каменного века, построенное из бивней и крупных костей мамонта. В 1954-1961 гг. И. Г. Пидопличко и И. Г. Шовкопляс обнаружили в руинах одного из них раскрашенные кости мамонта. Сперва предполагалось, что это атрибут религии кроманьонца. Более детальные исследования привели к удивительному открытию: это набор ритмично-ударных инструментов. Бедро мамонта использовалось как ксилофон, череп - как барабан, бивни - как колотушки, мыщелки - как кастаньеты.
Теперь стали понятны многие пещерные находки: раковины-свистки (Китай), флейты из трубчатых костей (Франция), "звучащие" бусы (Дам-Дам-Чешме, Узбекистан), барабаны, трещотки и трубы из рога (пещеры Европы). Возраст их различен - от 100 до 12 тысяч лет до н. э. Часты и изображения пляшущих фигурок на стенах пещер. Так что оглушающие синкопы современных дискотек имеют глубокие исторические корни...
В 1983 г. французский спелеолог И. Резникофф предположил, что в пещерах Пиренеев (Портель, Фонтенель, Нио) палеолитические рисунки, возможно, имеют акустическое значение. В 90-е гг. эти исследования продолжил американский ученый С. Уаллер. Он исследовал акустику десятков пещер Европы, Северной Америки и Австралии. Оказалось, что первобытный человек, расписывая стены, выбирал такие места, которым свойственно необычное эхо; при этом происходит усиление звука с 3 децибел на участках без рисунков до 23- 31 децибелы в местах с рисунками (пещеры Ласко, Фонт-де Гом). Звукозапись эха в сочетании со слайдами изображений дает полное представление о том, как древний человек сочетал музыкальное и изобразительное искусство, пытаясь привлечь объект будущей охоты.
Дублянский В.Н.,
научно-популярная книга