Чудеса Качинской долины
Долина одной из самых больших рек Крыма — Качи рассекает Южный Крым почти пополам. Интересно само название реки, что переводится как «Крестовая» — вероятно, это связано с тем, что здесь с давних времен жили славяне и греки, и всегда было множество монастырей и церквей. И хоть длина реки небольшая, около семидесяти километров, история окружающих ее гор и ближних сел весьма интересна. Начинается на северных склонах Главной гряды Крымских гор слиянием трех рек — Донги, Писары и Биюк-Узеня. А впадает она в Черное море в северной части Севастополя.
Река очень своенравная, и как-то летом она настолько разлилась, что снесла многие мосты по своему течению, и перейти ее было затруднительно. Раньше на реке сел было больше, но ввиду постройки огромного Загорского водохранилища (двадцать восемь миллионов кубометров), которое сейчас вместе с Счастливенским по системе подземного канала «М» (построена в 60-е годы ХХ века метростроевцами) снабжает водой Большую Ялту, отсюда были переселены жители сел Шелковичное и Лесниковое.
В гористой части реки осталось несколько сел — Синапное, Верхоречье, Кудрино, Машино, Баштановка и Предущельное. В этих селах, несмотря на прекраснейшие места вокруг, живет не так много жителей — от тысячи до двух, и проблема подобна жителям других крымских регионов — нет работы, и не многих устраивает перспектива долго добираться от села в Бахчисарай или даже в Симферополь. От села до ближайшей железнодорожной станции — восемнадцать километров, хотя известно, что старинная узкококолейка раньше проходила и через это село и вела к Бешуйским копям на территории заповедника, где добывали не очень качественный бурый уголь.
Село Верхоречье, которое раньше называлось Бия-Сала, всегда считалось «русским» селом. Археологическими раскопками в селе выявлены следы поселения еще IV–V веков. Здесь находится одно из старейших православных кладбищ Крыма, на котором можно увидеть часть старинной церкви Иоанна Крестителя. Она, судя по несохранившейся надписи, построена и расписана была «в 7096 г. от сотворения мира» (1587) году и освящена при Констанце, архиепископе Готии. Рядом с сохранившимся алтарем — абсидой храма можно видеть табличку, сообщающую о том, что эту церковь восстанавливали энтузиасты еще в XIX веке, но, к сожалению, так полностью она и не сохранилась...
На соседнем холме можно увидеть другие наглядные свидетельства прошлого — так называемое «готское» кладбище (хотя историками принято, что этот регион населяли потомки аланов). В XIX веке здесь была обнаружена надгробная плита с надписью «6871 г. от сотворения мира», то есть 1363 год. После русско-турецкой войны, в июле 1778 года, русское правительство проводило переселение в Приазовье крымских христиан, в основном это были греки и армяне.
По сообщениям Александра Суворова, из этого села было выселено 225 греков и 5 священников. Опустевшую после выезда греков деревню, в первые же годы после присоединения Крыма к России заселили отставными солдатами. По ведомости, составленной во время пятой ревизии 1796 года, в Бия Сале уже числилось 43 жителя. Новые поселенцы нашли здесь две полуразрушенные церкви, но с большими кладбищами. В XIX веке Биясала считалась на территории Алуштинской волости Симферопольского уезда, но проходила отдельной графой «Русские селения».
В селе имеется еще одна достопримечательность, охраняемая государством. Это старейший грецкий орех в Украине, с обхватом ствола около шести метров. Он расположен на территории частного подворья, но его «владелица» охотно пускает на свой двор туристов полюбоваться экземпляром грецкого ореха возрастом более 500 лет, а высотой — более 20 метров. Дерево до сих пор приносит огромные урожаи орехов, которые, хоть и невелики по размеру, но отличаются очень тонкой скорлупой. Назвали дерево именем известно ученого, открывателя «Большого каньона Крыма» Ивана Пузанова.
Еще несколько небольших сел расположены ниже по течению — это Машино и Кудрино. В этих селах можно видеть множество совершенно одинаковых домов. Мы, честно говоря, всегда считали, что такими могут быть только военные постройки, сделанные «по ранжиру», но оказалось, что эти дома строили для новых переселенцев, так как в селах практически не было домов, годных для жилья. В этом районе известны также несколько военных хранилищ.
Судя по информации местных жителей, склады эти давно уже пусты, но на всякий случай охраняются — авось, когда-нибудь пригодятся. У этих сел находятся два известных древних объекта — пещерный город Тепе-Кермен и Кыз-Кермен. Если первый («Крепость на горе») сплошь состоит из пещер, то второй «Девичья крепость» вообще почти не имеет выемок в скалах. Исследователи считают их очень древними, и даже не могут точно сказать — кто жил в них. И считают, что, скорее всего это были жители Крыма, тесно перемешанные в результате появления в Крыму разных племен.
Крымский исследователь Алекса Гайворонский считает, что три главных объекта этой гряды — Качи-Кальон, Тепе-Кермен и Кыз-Кермен «похожи, как две капли воды». Но это странно, так все они абсолютно разные и даже внешне не похожи друг на друга. Качи-Кальон — крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Качи. Он находится в скале Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай — Синапное, между селами Предущельное и Баштановка.
Период развития и расцвета Качи-Кальона приходился на VI–XVIII века. В старых путеводителях обязательно рекомендовали посетить «монастырь святой Анастасии». Сосногорова писала в своем знаменитом путеводителе:
Выглядит он очень необычно — при подходе к монастырю видны сотни зеленых шин, используемых здесь, видимо, для укрепления дороги и соседних скал. В монастыре не хватает земли для выращивания растений, поэтому здесь стоят сотни разноцветных бочек с землей, которые можно использовать для этой цели.
В самом монастыре можно видеть большое количество блюд, вышитых бисером. Честно говоря, все это цветовое многообразие вызывает ощущение не православного монастыря, а какой-то восточной обители...
Сам Качи-Кальон поражает своими огромными размерами. Гигантский грот «Крестового корабля» нависает над дорогой. Огромное дерево старинной черешни кажется здесь маленьким в сравнении с огромными скалами вокруг. Мы попытались пройти к Пятому гроту, где тоже когда-то жили монахи, но не смогли, мало того что к нему ведет узенькая «самоубийственная тропа» над обрывом, так еще недавно здесь прошел обвал, и следующий может произойти в любой момент. Осталось только представлять монахов, идущих в свои кельи над обрывом, вверяющих свои жизни в руки Господа...
Эта местность также называют Качинским каньоном или Качинскими воротами. Пробитый горной рекой в гряде, каньон достигает 140 м глубины и 150 м в ширину — и потому трудно назвать его именно каньоном. Скорее всего, это искаженное название самого Качи-Кальона, который еще лучше виден из противоположной — так называемой Алимовой Балки. Она расположена на левом берегу Качинской долины, с правого борта ограничена склонами г. Бурун-Кая, с левого — г. Кызыл-Бурун, называемой в народе Ступой. Этот округлый скальный выступ действительно очень похож на летательный аппарат Бабы-Яги.
Алимова балка длиной всего в три километра, но здесь огромное количество интересных объектов — и Язлы-Таш, то есть «камень с надписями», и «Алимов навес», где скрывался знаменитый крымский разбойник, и многие, многие другие.
Ближе к Бахчисараю, у села Предущельного — Таш-Аир — рисунки пещерных людей, в этом же селе находились два знаменитых камня, овеянные легендой — «Вай-вай-анам-кая» и «Хорхма-Балам-Кая», которые, увы, не дожили до наших дней. Вся эта территория — от Загорского до Эгизобинского водохранилища древняя и интересная, и видимо еще ждет своего часа.
А ведь в небольшой статье еще не было рассказано о старинной церкви в сожженном селе Лаки, об источнике Обручева, о Баштановском водохранилище, о долине Хору. Крым удивителен тем — как много всего в нем расположено на небольшом кусочке земли...
Читайте также:
Река очень своенравная, и как-то летом она настолько разлилась, что снесла многие мосты по своему течению, и перейти ее было затруднительно. Раньше на реке сел было больше, но ввиду постройки огромного Загорского водохранилища (двадцать восемь миллионов кубометров), которое сейчас вместе с Счастливенским по системе подземного канала «М» (построена в 60-е годы ХХ века метростроевцами) снабжает водой Большую Ялту, отсюда были переселены жители сел Шелковичное и Лесниковое.
В гористой части реки осталось несколько сел — Синапное, Верхоречье, Кудрино, Машино, Баштановка и Предущельное. В этих селах, несмотря на прекраснейшие места вокруг, живет не так много жителей — от тысячи до двух, и проблема подобна жителям других крымских регионов — нет работы, и не многих устраивает перспектива долго добираться от села в Бахчисарай или даже в Симферополь. От села до ближайшей железнодорожной станции — восемнадцать километров, хотя известно, что старинная узкококолейка раньше проходила и через это село и вела к Бешуйским копям на территории заповедника, где добывали не очень качественный бурый уголь.
Село Верхоречье, которое раньше называлось Бия-Сала, всегда считалось «русским» селом. Археологическими раскопками в селе выявлены следы поселения еще IV–V веков. Здесь находится одно из старейших православных кладбищ Крыма, на котором можно увидеть часть старинной церкви Иоанна Крестителя. Она, судя по несохранившейся надписи, построена и расписана была «в 7096 г. от сотворения мира» (1587) году и освящена при Констанце, архиепископе Готии. Рядом с сохранившимся алтарем — абсидой храма можно видеть табличку, сообщающую о том, что эту церковь восстанавливали энтузиасты еще в XIX веке, но, к сожалению, так полностью она и не сохранилась...
На соседнем холме можно увидеть другие наглядные свидетельства прошлого — так называемое «готское» кладбище (хотя историками принято, что этот регион населяли потомки аланов). В XIX веке здесь была обнаружена надгробная плита с надписью «6871 г. от сотворения мира», то есть 1363 год. После русско-турецкой войны, в июле 1778 года, русское правительство проводило переселение в Приазовье крымских христиан, в основном это были греки и армяне.
По сообщениям Александра Суворова, из этого села было выселено 225 греков и 5 священников. Опустевшую после выезда греков деревню, в первые же годы после присоединения Крыма к России заселили отставными солдатами. По ведомости, составленной во время пятой ревизии 1796 года, в Бия Сале уже числилось 43 жителя. Новые поселенцы нашли здесь две полуразрушенные церкви, но с большими кладбищами. В XIX веке Биясала считалась на территории Алуштинской волости Симферопольского уезда, но проходила отдельной графой «Русские селения».
В селе имеется еще одна достопримечательность, охраняемая государством. Это старейший грецкий орех в Украине, с обхватом ствола около шести метров. Он расположен на территории частного подворья, но его «владелица» охотно пускает на свой двор туристов полюбоваться экземпляром грецкого ореха возрастом более 500 лет, а высотой — более 20 метров. Дерево до сих пор приносит огромные урожаи орехов, которые, хоть и невелики по размеру, но отличаются очень тонкой скорлупой. Назвали дерево именем известно ученого, открывателя «Большого каньона Крыма» Ивана Пузанова.
Еще несколько небольших сел расположены ниже по течению — это Машино и Кудрино. В этих селах можно видеть множество совершенно одинаковых домов. Мы, честно говоря, всегда считали, что такими могут быть только военные постройки, сделанные «по ранжиру», но оказалось, что эти дома строили для новых переселенцев, так как в селах практически не было домов, годных для жилья. В этом районе известны также несколько военных хранилищ.
Судя по информации местных жителей, склады эти давно уже пусты, но на всякий случай охраняются — авось, когда-нибудь пригодятся. У этих сел находятся два известных древних объекта — пещерный город Тепе-Кермен и Кыз-Кермен. Если первый («Крепость на горе») сплошь состоит из пещер, то второй «Девичья крепость» вообще почти не имеет выемок в скалах. Исследователи считают их очень древними, и даже не могут точно сказать — кто жил в них. И считают, что, скорее всего это были жители Крыма, тесно перемешанные в результате появления в Крыму разных племен.
Крымский исследователь Алекса Гайворонский считает, что три главных объекта этой гряды — Качи-Кальон, Тепе-Кермен и Кыз-Кермен «похожи, как две капли воды». Но это странно, так все они абсолютно разные и даже внешне не похожи друг на друга. Качи-Кальон — крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Качи. Он находится в скале Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай — Синапное, между селами Предущельное и Баштановка.
Период развития и расцвета Качи-Кальона приходился на VI–XVIII века. В старых путеводителях обязательно рекомендовали посетить «монастырь святой Анастасии». Сосногорова писала в своем знаменитом путеводителе:
Внизу, под навесом скал, в тесной долине существовала древняя церковь святой Анастасии, пришедшая в разрушение от времени. Архиепископ Иннокентий возобновил ее, поставив на том месте небольшую каменную во имя „св. Анастасии узорешительницы“ церковь...Качи-кальон состоит из нескольких гротов. В первом гроте — церковь святой Софии и винодельческий комплекс с винодавильней. Во втором — грот и монашеское «общежитие». В четвертом грот — монастырь Св. Анастасии. Здесь был горный источник, он практически иссяк и потому нынешний монастырь монахи построили не на месте старинного, а рядом — в соседнем ущелье.
А наверху, в скалах, посреди пещерного города, находится тут замечательный и также древний источник Св. Анастасии. Вода источника почитается целебной, потому сюда стекается много народа на поклонение — не только христиане, но и татары.
Выглядит он очень необычно — при подходе к монастырю видны сотни зеленых шин, используемых здесь, видимо, для укрепления дороги и соседних скал. В монастыре не хватает земли для выращивания растений, поэтому здесь стоят сотни разноцветных бочек с землей, которые можно использовать для этой цели.
В самом монастыре можно видеть большое количество блюд, вышитых бисером. Честно говоря, все это цветовое многообразие вызывает ощущение не православного монастыря, а какой-то восточной обители...
Сам Качи-Кальон поражает своими огромными размерами. Гигантский грот «Крестового корабля» нависает над дорогой. Огромное дерево старинной черешни кажется здесь маленьким в сравнении с огромными скалами вокруг. Мы попытались пройти к Пятому гроту, где тоже когда-то жили монахи, но не смогли, мало того что к нему ведет узенькая «самоубийственная тропа» над обрывом, так еще недавно здесь прошел обвал, и следующий может произойти в любой момент. Осталось только представлять монахов, идущих в свои кельи над обрывом, вверяющих свои жизни в руки Господа...
Эта местность также называют Качинским каньоном или Качинскими воротами. Пробитый горной рекой в гряде, каньон достигает 140 м глубины и 150 м в ширину — и потому трудно назвать его именно каньоном. Скорее всего, это искаженное название самого Качи-Кальона, который еще лучше виден из противоположной — так называемой Алимовой Балки. Она расположена на левом берегу Качинской долины, с правого борта ограничена склонами г. Бурун-Кая, с левого — г. Кызыл-Бурун, называемой в народе Ступой. Этот округлый скальный выступ действительно очень похож на летательный аппарат Бабы-Яги.
Алимова балка длиной всего в три километра, но здесь огромное количество интересных объектов — и Язлы-Таш, то есть «камень с надписями», и «Алимов навес», где скрывался знаменитый крымский разбойник, и многие, многие другие.
Ближе к Бахчисараю, у села Предущельного — Таш-Аир — рисунки пещерных людей, в этом же селе находились два знаменитых камня, овеянные легендой — «Вай-вай-анам-кая» и «Хорхма-Балам-Кая», которые, увы, не дожили до наших дней. Вся эта территория — от Загорского до Эгизобинского водохранилища древняя и интересная, и видимо еще ждет своего часа.
А ведь в небольшой статье еще не было рассказано о старинной церкви в сожженном селе Лаки, об источнике Обручева, о Баштановском водохранилище, о долине Хору. Крым удивителен тем — как много всего в нем расположено на небольшом кусочке земли...
Олег Широков, «Крымское эхо»