О судьбе архитектора кинотеатра «Симферополь» Бориса Исаева

Борис Исаев (1909–2006 гг.) — архитектор, подаривший Симферополю его символ — кинотеатр «Симферополь», прожил длинную и трагичную жизнь.

Потомственный крымчанин, он рано остался без отца и подростком вынужден был зарабатывать на жизнь, разгружая вагоны с углем и кирпичом. Вместе с 14-летним мальчиком на станции работали его приятели — братья Курчатовы, будущие академики химии и атомной физики, гордость советской науки. Через два года Борис знакомится с академиком живописи Николаем Самокишем, прибывшим в Крым на лечение, и берет у него уроки. Маститый художник увидел у мальчика талант. Как пишет известный крымский архитектор Ефим Крикун в книге «13 крымских архитекторов», в 1924 году Самокиш выдал будущему градостроителю удостоверение: «Настоящим удостоверяю, что, осмотрев работы Бориса Исаева, я признал его способным и подающим надежды... вследствие чего и принял его в число моих учеников. Всякая помощь для поощрения таланта мальчика была бы желательна и необходима».

Но, увы, никакой поддержки от государства не последовало, и учиться живописи стало невозможно. После окончания школы Исаев работал чернорабочим, затем поступил на архитектурный факультет Ленинградского градостроительного института. Он окончил его за четыре года до войны и блестяще защитил дипломный проект. Эта работа свидетельствовала о несомненном даровании Бориса Михайловича — диплом представлял собой уникальный по тем временам замысел постройки киногородка в Байдарской долине, планы создания которого тогда вынашивало советское правительство, дабы посрамить Голливуд.

Проект кинотеатра «Симферополь» возник в конце тридцатых годов. В здании планировалось разместить современный синематограф на два зала — с буфетной комнатой, большим вестибюлем и площадкой перед зданием, где смогли бы гулять влюбленные пары. Кстати, россказни о том, что в свое время в здании собирались устроить крымскотатарский театр, — не более чем слухи: особняк был изначально предназначен для «самого важнейшего из искусств».

Кинотеатр Симферополь

Война прервала работу над этим проектом, а в 1944 году в здание попала бомба, причинив ему значительный ущерб. После победы возведение кинотеатра стало едва ли не всенародной стройкой — коллективы многих городских предприятий трудились на его восстановлении. Деньги на постройку выделил «Облкинопрокат». Первый сеанс состоялся 50 лет назад, 1 апреля 1956 года.

Кинотеатр Симферополь. Конец 50-х годов

Борис Михайлович плодотворно работал более полувека: его творения есть в Балаклаве, Алуште, Ев-патории, Ялте и, конечно, Симферополе — здесь он спроектировал 6-ю и 7-ю городские больницы, больничный городок на улице Гагарина, детскую областную больницу на Титова, медицинский институт, ТНУ им. Вернадского и студенческий городок ТНУ, центр обслуживания ВАЗа, центральный рынок и четыре жилых микрорайона. Одним из самых печальных моментов в его работе было то, что при проектировании жилого массива на Феодосийском шоссе под снос пошел родной дом архитектора — на его месте сейчас школа. Исаеву пришлось разрушить дом, который построил его дед и где он прожил всю жизнь.

А в конце 80-х наступили черные времена. На долгий период умирания был обречен кинотеатр «Симферополь» — шедевр Исаева ветшал, потихоньку приходя в негодность, а Дом кино перестал существовать. По странному стечению обстоятельств и в жизни Бориса Михайловича наступили трагические перемены: усугубилась тяжелая болезнь жены и детей, государство положило ему крошечную пенсию — и, как следствие, обрекло на нищенское существование. Доходило до того, что один из гениев крымской архитектуры вынужден был рыться в мусорных контейнерах — на попечении почти 90-летнего старика оставались двое внуков...

К счастью, и архитектор, и кинотеатр все-таки дожили до лучших времен. Борису Исаеву присвоили звание заслуженного архитектора Автономной Республики Крым и дали пожизненную президентскую стипендию в дополнение к пенсии. Дом кино реставрировали и включили в государственный реестр архитектурных памятников Крыма.

В январе 2005-го престарелый архитектор вспоминал о соборе Александра Невского, который был взорван большевиками:
Храм поражал своим великолепием. Сюда съезжались люди со всей России. Помню звучащий здесь голос Шаляпина и других артистов, исполнявших церковные песнопения. В храме была замечательная акустика. Дивный звон большого колокола разносился окрест и был слышен во многих селах Симферопольского района. Душа ликует в ожидании того момента, когда вновь услышу колокольный звон главной святыни Крыма. Надеюсь, Господь даст мне, девяностошестилетнему, дожить до этого радостного момента.
Но мечтам не суждено было сбыться — в марте 2006 года Борис Исаев скончался, не дожив всего три года до своего столетнего юбилея.

Екатерина Бородкина, «События»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки