Леонид Гайдай любил работать в Крыму

Гайдай для телеканалов — палочка-выручалочка. Для любого человека для поднятия настроения нет ничего лучше, чем посмотреть старую добрую комедию Гайдая. А работникам телевидения, чтобы забить сетку вещания, достаточно поставить туда фильмы Гайдая, и можно спокойно отдыхать — зритель будет доволен.

Леонид Гайдай за работой

Причем в ход шли не только лучшие его кинокомедии («Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы»), но и полузабытый ранний фильм «Жених с того света», с участием Г. Вицина и Р. Плятта, и не слишком удачные «12 стульев». То есть Гайдай в любом виде снова пришелся ко двору.

«Святая» троица режиссера


Леонид Гайдай
Раскрыть секрет долгой популярности Гайдая не смог бы, думаю, и он сам. Выжил в Великую Отечественную войну — отлично. Не выгнали из ВГИКа за профнепригодность, хотя собирались, — замечательно. Встретил в этом самом институте кинематографии будущую супругу миловидную Ниночку Гребешкову — роскошно. Не попал в подмастерья к Эльдару Рязанову на «Карнавальную ночь», хотя мог попасть, — тоже не беда, все в итоге сложилось чудесно: стал работать самостоятельно.

Короткометражки обычно мало кто замечал, считая их полуфабрикатом. А к Леониду Гайдаю первый настоящий успех пришел именно после короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» — и это тоже более чем удивительно. Не заметить этот эскиз, этот набросок, этот пустячок было невозможно. Уж больно ярко проявился комедийный талант режиссера, уж больно колоритно смотрелась знаменитая троица, представители которой — Г. Вицин, Ю. Никулин, Е. Моргунов — до «Пса Барбоса», впрочем, не были знамениты, а стали всенародно любимыми героями именно после встречи с режиссером Леонидом Гайдаем.

Леонид Гайдай в Бриллиантовой руке

Георгия Вицина знали как популярного театрального актера, да и его роли в кино обращали на себя внимание. Евгения Моргунова помнили разве что по «Молодой гвардии», где он сыграл предателя. Карьера Юрия Никулина развивалась в основном на манеже — по цирковой, клоунской линии. Но именно Гайдай объединил их, вывел формулу гремучего комедийного успеха.

Гайдай и Никулин

Нужно понимать, что одновременно Гайдай надел себе на шею ярмо: не так-то легко избавиться от того, что приносит тебе удачу и популярность. Леонид Иович стал заложником колоритной тройки — в течение семи лет он будет снимать их в своих картинах.

(Читайте также: Как крымские караимы отказали Спилбергу)

Неоднократно режиссер будет говорить о том, что с троицей покончено, но это сотрудничество продлится до «Кавказской пленницы», когда отношения трио Бывалый — Балбес — Трус испортятся окончательно. Никулин в этой тройке явно лидировал, ему доставались самые «вкусные» трюки, чего не могли простить двое других. Вицин был совершенно обособленным, необщительным человеком, непьющим, занимающимся йогой, в общем, человеком в себе. Моргунов все время скандалил и испортил отношения с Гайдаем бесповоротно — после «Пленницы» режиссер Моргунова больше не снимал ни разу.

Однако комичная троица, несмотря на сложность взаимоотношений, была настолько удачным брендом, что сочетание, найденное Гайдаем, Эльдар Рязанов использовал в комедии «Дайте жалобную книгу», а Евгений Карелов в «Семи стариках и одной девушке». Но в этих картинах троица успеха не имела — все-таки Гайдай это Гайдай.

По следам «Кавказской пленницы» и других


Леонид Иович любил работать в Крыму. Здесь он снял «Кавказскую пленницу», «Спортлото-82», «Деловых людей». Первые две комедии до сих пор являются самыми крымскими комедиями Гайдая.

Ловкие экскурсоводы без сна и отдыха продолжают зарабатывать деньги на крымских киномаршрутах Гайдая. Экскурсия «По следам «Кавказской пленницы» до сих пор самая популярная. Многочисленные уголки Алушты, Лучистое, Изобильное, Симферополь — все это и сегодня любимо и узнаваемо, так же, как, например, Феодосия и другие крымские кадры «Спортлото-82».

Но даже если Гайдай снимал свои фильмы в других местах, его все равно тянуло в Крым, пусть ненадолго. Именно в Крыму поет свою знаменитую песню «Звенит январская вьюга» Наталья Селезнева:



Именно в Крыму снимались кадры знаменитой рыбалки из «Бриллиантовой руки»:



Именно в Крыму в отчаянии рубит стулья из гарнитура генеральши Поповой и сходит с ума отец Федор Михаила Пуговкина из «12 стульев».

От «Руки» к русской классике


Отказавшись от старых героев, Леонид Гайдай одержал самую большую победу — снял «Бриллиантовую руку». В этой картине остался Юрий Никулин, которому пообещали главную роль, и он блистательно сыграл Семена Семеновича Горбункова. Украсил, освежил картину искрометный Андрей Миронов в роли Геши Козодоева — Графа, да, в общем-то, каждая роль была отточена, каждая роль и каждая фраза.

На высоте было всё — сценарий, режиссура, работа оператора, высокопрофессиональная работа тандема А. Зацепин — Л. Дербенев, написавших такие песни и такую музыку, что просто дух захватывало, так это здорово. Критики, впрочем, умудрились поругать «Бриллиантовую руку», найти в ней недостатки, которые на самом деле были достоинствами. Это было и тогда смешно, а сейчас уж точно обхохочешься.

После «Бриллиантовой руки», побившей все рекорды посещаемости, Гайдай, наверное, почувствовал себя классиком и решил всерьез взяться за литературную классику, вспомнив те далекие времена, когда экспериментировал с новеллами О. Генри в комедии «Деловые люди». Леонид Иович замахнулся на произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Николая Гоголя, Михаила Зощенко, однако без особого успеха.

(Читайте также: Как Николай Гоголь лечился крымскими грязями)

Эксперименты подтвердили, что Гайдай все-таки режиссер современной комедии. Удачен был разве что фильм «Иван Васильевич меняет профессию», где режиссер попытался превратить сатирическую комедию Михаила Булгакова в очередную эксцентрическую комедию о Шурике. Частично удалось, хотя булгаковская боль и сатирическая злость растворились в тумане. Зато, допустим, с Гоголем в комедии «Инкогнито из Петербурга» провал был столь оглушительным, что за Гайдая даже стало тревожно. Не верилось, что такой удачливый мастер способен на крупную неудачу. Оказывается, способен.

Леонид Гайдай

Стало заметно, что режиссер почему-то избегает работы с хорошими актерами. Он всего лишь один раз снял Андрея Миронова, один раз Олега Даля. А ведь какой могла бы быть пара Миронов — Жорж Милославский и Никулин — царь, как предполагалось изначально. Судя по «Бриллиантовой руке», это был подлинно бриллиантовый дуэт. Зато Гайдай все чаще и чаще привлекал к работе Михаила Кокшенова и Михаила Пуговкина, которые выглядели проще и совсем не добавляли гайдаевским комедиям артистического блеска.

Его комедии пережили автора


Не хочется вспоминать не слишком удачные фильмы Гайдая «За спичками», «На Дерибасовской хорошая погода», «Операция «Кооперация»... Леонид Иович снял достаточно блестящих комедий, благодаря им мы его и помним. Сегодня нам трудно представить, что Гайдай был мрачноватым человеком, порой робким и недотепистым, как его Шурик, не слишком приспособленным в быту, иногда заглядывавшим на дно бутылки, в которой далеко не всегда была минеральная вода.

Леонид Гайдай и Шурик

Умер он достаточно неожиданно. Может быть, потому, что почувствовал, что его время ушло. Однако его лучшие комедии пережили своего автора, и сегодня, когда мир привык хохотать круглосуточно, порой не понимая, над чем и над кем смеется, он, этот безумный, безумный, безумный мир, все равно не может предать забвению комедии Леонида Гайдая. Так смеяться, как смеялся он в своих комедиях, — это надо уметь.

Сергей Пальчиковский, «Первая крымская»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

История ветроэнергетики в Крыму

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»